Коробка передач трактора

Коробка передач предназначена для изменения передаваемого крутящего момента, скорости движения трактора, направления вращения ведущих колес и для разъединения работающего двигателя и трансмиссии при длительных остановках.

Различных значений крутящего момента и частоты вращения ведущих колес или звездочек достигают изменением передаточного числа трансмиссии с помощью коробки передач, понижающего редуктора, ходоуменьшителя и увеличителя крутящего момента. Эти сборочные единицы изменяют передаточное число за счет механических устройств (зубчатых колес, планетарных механизмов) ступенчато, т. е. через определенные интервалы. Бесступенчато регулировать угловую скорость можно с помощью гидравлической передачи (гидротрансформатора) .

На многих тракторах устанавливают более простые в изготовлении и надежные в эксплуатации, менее сложные в обслуживании механические коробки передач.

Число передач в тракторных коробках колеблется от 5 до 24, что обеспечивает изменение скорости движения от 0,1 до 35 км/ч. Такое число передач обусловлено большим разнообразием условий работы и выполняемых технологических процессов, стремлением достичь максимальной производительности при экономном расходовании топлива.

Передачи тракторов можно разделить на три группы: основные (рабочие), транспортные, замедленные.

Основные передачи обеспечивают скорости движения 5...15 км/ч. На этих скоростях выполняют технологические операции при возделывании и уборке основных сельскохозяйственных культур. Число основных передач в зависимости от типа трактора составляет   4...7.

Транспортные передачи служат при использовании тракторов в качестве транспортных средств, а также для холостых переездов. Число транспортных передач у колесных тракторов составляет 3...4, у гусеничных — 1 ...2.

Замедленные передачи необходимы для выполнения некоторых технологических процессов со скоростями движения около 0,1 км/ч (работа с рассадопосадочными, лесопосадочными, мелиоративными и другими машинами). Таких передач может быть 2...4.

Передачи заднего хода (у тракторов от 1 до 8) необходимы для маневрирования трактором и для работы задним ходом с некоторыми машинами (волокушами, землеройными машинами и др.).

Принцип работы коробок передач и порядок включения зубчатых колес при той или иной передаче легко проследить по кинематическим схемам.

Коробки передач тракторов передают значительные крутящие моменты при высоких скоростях вращения валов, поэтому основные детали коробок передач (валы, зубчатые колеса, подшипники качения) подвергаются действию высоких нагрузок переменного характера.

При передаче крутящего момента зубчатыми колесами возникают большие окружные и распорные силы, а в зоне контакта  зубьев — высокие  температуры.

На срок службы и бесшумность работы зубчатых колес и подшипников существенно влияют жесткость и соосность валов, так как прогибы и перекосы валов нарушают правильность зацепления зубьев и нормальный контакт рабочих элементов подшипников.

Для изготовления зубчатых колес коробок передач применяют легированную сталь различных марок. Зубья после нарезания подвергают термической или химико-термической обработке, что повышает несущую способность и надежность зубчатых передач.

Для изготовления зубчатых колес тракторных коробок передач применяют малоуглеродистые легированные стали (20Х, 18ХГТ, 12ХНЗА, 20ХНЗА, 25ХГТ и др.). Цементация и последующая закалка с низким отпуском обеспечивают высокую твердость (HRC 58...60) и высокую несущую способность.

Несущая способность и надежность зубчатых передач во многом зависят также от качества применяемого смазочного масла.

В механической коробке передач зубчатые колеса должны переключаться без рывков и шума при небольшом усилии на рычаге, без самопроизвольного включения и выключения.

Во избежание износа и поломки зубьев включать передачи тракторов нужно только при полностью остановленном первичном вале.

Техническое обслуживание механической коробки передач заключается в проверке уровня масла и его своевременной замене, выявлении и устранении течи масла, шумов, стуков и перегрева корпусов подшипников, крышек, стенок корпуса, а также в регулировании механизма блокировки.

Механизм блокировки регулируют, изменяя длину тяги, соединяющей педаль выключенной муфты сцепления с рычагом валика блокирующего устройства, находящегося в положении, при котором передачи свободно переключаются.

Уровень масла в коробках передач тракторов Т-130М, ДТ-175С, ДТ-75МВ, МТЗ-100 проверяют по масломерной линейке. В коробку передач тракторов Т-150, Т-150К доливают и проверяют уровень масла только при работающем дизеле. Уровень масла контролируют с  помощью  мерного стекла.

Необходимо постоянно следить за давлением масла в гидравлической системе коробки передач по показаниям манометра, установленного в кабине. Нормальное давление 0,85...0,95 МПа не зависит от частоты вращения коленчатого вала дизеля. Работать при давлении ниже 0,7 МПа не разрешается. При повышении давления также необходимо остановить трактор и устранить обнаруженные дефекты.

В тракторе Т-70С через одно ТО-3, а в тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 через два ТО-3 проверяют и при необходимости регулируют подшипники вторичного вала коробки передач.