Механическая коробка передач

Принцип работы простейшей механической коробки передач

Ведущий вал 9 (рис. 85), называемый первичным, получает вращение от вала муфты сцепления. Ведомый вал 8, называемый вторичным, соединен с механизмами заднего ведущего моста и передает им вращение от первичного вала через зацепляющиеся зубчатые колеса.

На одном валу (в данном примере вторичном) зубчатые колеса 5, 6 и 7 закреплены неподвижно, а на другом валу (первичном) шестерни 1, 2 и 3 можно перемещать вдоль оси по шлицам и поочередно вводить их в зацепление с соответствующими зубчатыми колесами вторичного вала. Шестерни, перемещаемые по валу, называют каретками.

Когда ни одна из шестерен первичного вала  не находится  в зацеплении с зубчатыми колесами вторичного вала, как показано на рисунке 85, а, вращение на вторичный вал не передается, трактор неподвижен или движется накатом. Такое положение называют нейтральным.

Для включения первой передачи перемещают каретку с шестернями 1 и 2 по первичному валу влево и вводят в зацепление шестерню 1 с зубчатым колесом 7, как показано на рисунке 85, б.

Для включения второй передачи перемещают эту же каретку вправо по первичному валу и вводят в зацепление шестерню 2 с зубчатым колесом 6 (рис. 85, в). Так как число зубьев шестерни 2 больше числа зубьев шестерни 1, а число зубьев колеса 6 меньше числа зубьев колеса 7, то передаточное число при зацеплении зубчатых колес 2 и 6 меньше передаточного числа при зацеплении зубчатых колес 1 и 7 и вторичный вал на второй передаче будет вращаться быстрее. Пропорционально повысится и скорость движения трактора.

 

Задний ход обеспечивают изменением направления вращения вторичного вала. Для этого каретку с шестернями 1 и 2 выводят из зацепления, перемещают каретку с шестерней 3 вправо и вводят ее в зацепление с промежуточным зубчатым колесом 4, которое находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 5 вторичного вала (рис. 85, г).

Чем больше число передач (ступеней), тем полнее можно использовать мощность двигателя, добиться экономичной и производительной работы трактора.

Рис. 85. Схема простейшей коробки передач: а — нейтральное положение зубчатых колес; б, в и г — положения зубчатых колес при включении передач соответственно первой, второй и заднего хода; 1, 2 и 3 — зубчатые колеса первичного вала; 4 — промежуточное зубчатое колесо; 5, 6 и 7 — зубчатые колеса вторичного вала; 8 — вторичный вал; 9 — первичный вал.

Механические ступенчатые коробки передач классифицируют по следующим основным признакам:

  • по типу зубчатых передач — с неподвижными осями валов и планетарные;
  • по расположению валов относительно оси трактора — с продольным и поперечным расположением по числу валов — двух, трех- и четырехвальные;
  • по числу передач переднего хода — трех, четырех-, пятиступенчатые и т. д.;
  • по принципу переключения передач — с подвижными зубчатыми колесами (каретками) и с неподвижными зубчатыми колесами постоянного зацепления, соединяемыми с валом при включении передачи специальными муфтами;
  • по числу перемещаемых кареток — двух-, трех-, четырехходовые и т. д.;
  • по конструктивному оформлению — в отдельном съемном и в общем корпусе с другими механизмами;
  • по назначению — основная, раздаточная, понижающий или повышающий редуктор, ходоуменьшитель.

Согласно этой классификации на рисунке 85 изображена основная двухвальная двухступенчатая двухходовая коробка передач с неподвижными осями валов и подвижными зубчатыми колесами, выполненная в отдельном корпусе.