Передний ведущий мост трактора МТЗ

Передние ведущие мосты универсально-пропашных тракторов МТЗ-82, МТЗ-102 имеют особую конструкцию. Передний мост этих тракторов портального типа, т. е. балка моста расположена выше оси ведущих колес. Это обеспечивает высокий агротехнический просвет, необходимый для междурядной обработки высокостебельных пропашных культур.

Передний ведущий мост трактора МТЗ-102 состоит из главной передачи, дифференциала, валов ведущих колес и колесных редукторов. Шарнирами равных угловых скоростей, передающими вращательное движение от валов ведущих колес к самим колесам, служат конические шестерни колесных редукторов. Благодаря этому углы поворота колес шарнирами не ограничиваются.

Корпус 7 (рис. 101) переднего моста соединен с передним брусом трактора двумя соосными полыми осями, на которых мост вместе с колесами может качаться в поперечной плоскости трактора.

  Рис. 101. Передний ведущий мост трактора МТЗ-102: 1—вертикальный вал; 2 — вал ведущего колеса; 3 — выдвижной корпус; 4 — червяк; 5 — крышка корпуса; 6 и 12 — соответственно ведомое и ведущее зубчатые колеса главной передачи; 7 — корпус; 8 — ось; 9 — сателлит; 10 — коническое зубчатое колесо дифферен циала; 11 — корпус дифференциала; 13—пружина; 14 и 15 —соот ветственно ведущее и ведомое конические зубчатые колеса конечной передачи; 16 — фланец диска колеса; 17—корпус редуктора.

Главная передача представляет собой пару конических зубчатых колес 6 и 12 со спиральными зубьями. Ведомое коническое зубчатое колесо 6 главной передачи установлено на шлицах и центрирующем пояске корпуса дифференциала и зафиксировано гайкой от осевых перемещений. Ведущее коническое зубчатое колесо 12 выполнено как одно целое со шлицевым валом и смонтировано в стакане на двух конических роликовых подшипниках. Стакан прикреплен болтами к фланцу корпуса переднего моста. На шлицевом конце зубчатого колеса 12 установлен фланец для подсоединения карданной передачи.

Дифференциал самоблокирующийся, повышенного трения. Корпус 11 дифференциала состоит из двух чашек, соединенных болтами, и вращается в двух конических роликовых подшипниках, установленных в крышке 5 и корпусе 7 переднего моста. В корпусе дифференциала расположены две пары сателлитов 9 на двух плавающих осях 8, два конических зубчатых колеса 10, нажимные чашки, фрикционные ведущие и ведомые диски.

Дифференциал работает подобно дифференциалу трактора Т-150К, описанному выше, только сжатие фрикционных дисков происходит следующим образом. Оси сателлитов под нагрузкой перемещаются по пазам-скосам корпуса дифференциала на расстояние, равное зазору между фрикционными дисками, и одновременно проворачиваются на некоторый угол. От осей усилие передается на сателлиты, которые буртами передают его чашкам. Последние, в свою очередь, сжимают фрикционные диски до упора в стенки корпуса дифференциала. Из-за трения между дисками момент проворачивания зубчатых колес 10 относительно корпуса дифференциала достигает примерно 0,3 крутящего момента, подведенного к корпусу дифференциала.

Вал 2 ведущего колеса шлицевым хвостовиком соединен с коническим зубчатым колесом 10 дифференциала, а коническое зубчатое колесо, изготовленное как одно целое с этим валом, входит в зацепление с таким же зубчатым колесом вертикального вала 1 колесного редуктора. Валы 2 ведущих колес вращаются в двух роликовых подшипниках, установленных в выдвижном корпусе 3.

Вертикальный вал 1 шлицевым хвостовиком соединен с ведущим коническим зубчатым колесом 14 конечной передачи. Он вращается в двух конических роликовых подшипниках, опираясь на них. Вал размещается в расточке трубы шкворня. Фланец трубы посадочной частью входит в расточку корпуса 3, к которому и крепится болтами вместе с корпусом уплотнения. Труба опирается на пружину 13 подвески и входит в гильзу шкворня, запрессованную в корпус 17 редуктора. Гильза шкворня стопорится в корпусе штифтом. Нижний конец пружины через стакан упирается в шарикоподшипник, установленный в корпусе 17 редуктора, что обеспечивает подрессоривание переднего моста.

Нижняя коническая пара зубчатых колес (конечная передача) состоит из ведущего зубчатого колеса 14, установленного на двух шарикоподшипниках в корпусе 17 редуктора и ведомого конического зубчатого колеса 15, установленного на шлицах фланца 16, к которому болтами и гайками крепят диск колеса. Фланец диска установлен на двух конических и одном цилиндрическом роликовых подшипниках, запрессованных соответственно в крышку и расточку корпуса редуктора.

К корпусам редукторов крепят поворотные рычаги, а к рычагам — тяги рулевой трапеции.

Передний ведущий мост приводится в действие от вторичного вала коробки передач через зубчатую муфту, многодисковую фрикционную гидроуправляемую муфту и карданную передачу. Включается и отключается мост гидроуправляемой фрикционной муфтой как автоматически, так и принудительно.

Передний мост включается (отключается) автоматически в зависимости от буксования задних колес только при движении трактора вперед, а принудительно — как при движении вперед, так и назад.