Карданные передачи предназначены для сообщения вращательного движения от одного вала к другому, оси которых не совпадают. При движении трактора взаимное расположение валов может изменяться. Эти передачи применяют также в тех случаях, когда соединяемые валы сборочных единиц располагают на значительном (изменяемом) расстоянии один от другого. Поэтому длина карданных валов переменна.
Карданная передача обычно состоит из карданного вала и двух (реже одного) карданных шарниров. В зависимости от значения углов между осями соединяемых валов и осью карданного вала можно использовать полукарданные (жесткие или упругие) и полные карданные шарниры. Последние делят на шарниры неравных и равных угловых скоростей. Наиболее распространены полные карданные шарниры, основными деталями которых служат две вилки и крестовина с игольчатыми подшипниками.
Карданные валы трубчатые, с телескопическим шлицевым соединением, обеспечивающим изменение длины вала. Шлицевое соединение смазывают через масленку и уплотняют сальником. Для защиты соединения от пыли и грязи устанавливают резиновый гофрированный чехол.
Полные карданные шарниры неравных угловых скоростей широко применяют в автомобилях и тракторах. Карданный шарнир такой передачи состоит из вилок 5 и 9 (рис. 94, а), крестовины 7, игольчатых подшипников 3 и сальников 4. Подшипники собирают в стаканах 2 и вместе с сальниками надевают на пальцы крестовины. Стаканы удерживаются в вилках крышками 1, которые крепят к вилке болтами 10 со стопорной пластиной. Подшипники смазывают через масленку 8. Для снижения излишнего давления масла в крестовине 7 установлен предохранительный клапан 6.
Рис. 94. Карданные шарниры: а — неравных угловых скоростей: 1 — крышка; 2— стакан; 3 — игольчатый подшипник; 4 — сальник; 5 и 9 — вилки; 6 — предохранительный клапан; 7 — крестовина; 8 — масленка; 10 — болт.
При равномерном вращении ведущей вилки 9 ведомая вилка 5 вращается неравномерно: за каждый оборот карданного вала она дважды обгоняет и дважды отстает от ведущей вилки. Для устранения неравномерности вращения ведомого вала применяют два карданных шарнира, вилки карданного вала располагают в одной плоскости. В этом случае неравномерность вращения, вызываемая одним шарниром, компенсируется неравномерностью, вызываемой другим шарниром.
Техническое обслуживание карданных передач заключается в осмотре, подтягивании креплений и смазывании. Для смазывания карданных шарниров применяют трансмиссионное масло, а шлицевых соединений — консистентные смазки.