Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Техническое обслуживание аккумуляторной батарии проводят при вводе в действие, эксплуатации на машинах и хранении.

Ввод в действие сухозаряженных батарей подробно рассмотрен здесь. При установке батареи на машину полюсные выводы и наконечники проводов зачищают абразивной бумагой зернистостью 60... 80, смазывают техническим вазелином или Литолом 24, надевают наконечник на полюсные выводы, затягивают болтовые соединения, еще раз смазывают их, закрывают батарею крышкой и крепят. Постоянное натяжение проводов или их закрутка недопустимы.

При эксплуатации на машине, особенно в начале срока службы, батарею ежедневно осматривают, очищают от пыли и грязи и при необходимости нейтрализуют наружную поверхность.

Соблюдение зарядно-разрядного баланса контролируют по уровню и плотности электролита: если они не изменяются, то напряжение генератора отрегулировано на оптимальное значение.

Длительно хранят обычно аккумуляторные батареи сезонно используемых машин. Чтобы при хранении обеспечить долговечность и постоянную готовность батарей к использованию, их необходимо постоянно или ежесменно подзаряжать током, достаточным для компенсации саморазряда. Сила этого тока обычно не превышает 0,1 А на одну батарею, включенную параллельно с другими.

Перед постановкой на длительное хранение необходимо выполнить несколько «тренировочных» циклов, чтобы получить одинаковую плотность электролита во всех батареях. При одинаковой плотности электролита упрощаются схема подключения батарей в сеть зарядного тока и их последующая эксплуатация на машинах.

Если плотность электролита в одном из аккумуляторов значительно меньше, то его следует заряжать отдельно и дольше других, подключая межэлементные соединения к зарядному устройству. Для разрядки можно использовать проволочные или ламповые реостаты. Глубокий разряд недопустим, так как может вызвать изменение полярности пластин в наихудшем аккумуляторе и выход его из строя.

Если аккумулятор сульфатирован, то при пропускании обычного зарядного тока он не заряжается, его напряжение увеличивается до 2,7 В, а электролит «кипит», т. е. идет электролиз воды. В большинстве случаев сульфатацию аккумулятора или батареи в целом можно устранить, пропуская несколько (до 10) коротких (1...2 с) импульсов зарядного тока, сила (А) которого численно равна номинальному заряду Qн (А·ч). Такая анодная поляризация с перерывами 30 с и более позволяет десорбировать органические примеси с кристаллов сульфата свинца и подготовить пластины к последующей зарядке током обычной силы. Эффективна также зарядка батарей асимметричным током.

Полностью заряженные батареи при ежесменной подзарядке током малой силы лучше хранить в неотапливаемом, сухом и хорошо вентилируемом помещении. Зарядное устройство следует располагать вне этого помещения в удобном месте для ежедневного включения (в начале смены) и выключения (в конце смены). Батареи с одинаковой плотностью электролита можно подключать к сети зарядного тока параллельно, а силу тока устанавливать из расчета 0,1 А на одну батарею.

Чтобы силу зарядного тока не регулировать часто, зарядное устройство надо включать в сеть переменного тока через стабилизатор.

Уровень и плотность электролита во всех аккумуляторах хранящихся батарей необходимо измерять не реже одного раза в месяц, а в начале хранения — еженедельно.