Система освещения и сигнализации трактора

Основная и противоречивая задача системы внешнего освещения — обеспечение максимальной освещенности дороги при минимальной освещенности глаз водителей встречных транспортных средств.

По способу решения этой задачи различают европейскую и американскую системы светораспределения головных фар. Обе эти системы двухрежимные, обеспечивают хорошую освещенность прямолинейной дороги в режимах ближнего (до 75 м) и дальнего (не менее 100 м) света, и обе используют ближний свет как свет встречного разъезда.

Колесные тракторы комплектуют головными фарами с европейским светораспределением. Однако еще эксплуатируют транспортные средства и с американской системой светораспределения.

  Рис. 197. Фара с европейским светораспределением: а — устройство фары ФП40: 1 — рассеиватель; 2 — ободок крепления оптического элемента; 3 — регулировочный винт угла наклона; 4 — корпус; 5 — установочное кольцо; 6 — отражатель; 7 — защитный экран лампы; 8 — лампа накаливания; 9 — цоколь лампы; 10 — штекерная колодка; 11 — уплотнитель; 12 — патрон лампы стояночного света; 13 — лампа стояночного света; 14 — экран; б — ход лучей дальнего света; в — ход лучей ближнего света; г — схема светового потока; д — разметка экрана для регулировки фар трактора МТЗ-100.
Основная часть любой фары — оптический элемент, который состоит из лампы накаливания 8 (рис. 197, а), отражателя 6 и рассеивателя 1. Автомобильная лампа — это источник света, близкий к точечному и помещенный в фокус (или близко к нему) параболоидного отражателя 6 с целью формирования направленного светового потока.

В американских и европейских фарах нить дальнего света лампы 8 расположена в фокусе параболоидного отражателя 6 (рис. 197, б) и вместе с рассеивателем при правильной регулировке положения обеспечивает хорошую освещенность прямолинейной дороги далее 100 м. На перпендикулярном экране световые пятна фар обоих типов имеют форму эллипсов с горизонтальной большой осью, а у прямоугольных фар — форму овалов.

Нить ближнего света европейских фар смещена вперед от фокуса отражателя 6 (рис. 197, в) и защищена снизу экраном специальной формы. Поэтому ее световой поток направлен только на верхнюю часть отражателя 6, который вместе с экраном и рассеивателем 1 отсекает четкой теневой границей верхнюю часть эллиптических световых пятен на перпендикулярном экране — вторую четверть (рис. 197, д) и 75° первой.

Нить ближнего света американских фар не имеет экрана, смещена вверх и влево от фокуса, в котором расположена нить дальнего света, и вместе с отражателем и рассеивателем обеспечивает смещение эллиптических световых пятен вниз и вправо.

Четкая светотеневая граница усеченных световых пятен европейских фар, обусловливающая их преимущество на ровных узких дорогах, превращается в их недостаток при вертикальных и угловых колебаниях светового пучка, вызывая более чем десятикратное изменение освещенности глаз водителей встречных транспортных средств за время, значительно меньшее времени адаптации. Кроме того, разрегулировка положения оптических элементов европейских фар более чувствительна и опасна на дорогах всех типов и особенно на неровных. Например, разрегулировка положения оптических элементов фар ФГ140 вверх на 2° приводит к сокращению дальности видимости ослепленным водителем на 30 % (против 16,5 % у американских фар).

Согласно Правилам ЕЭК ООН и Правилам дорожного движения  все современные тракторы должны иметь следующие светосигнальные приборы:

  • фонари указателей поворотов оранжевого света;
  • сигналы торможения красного света;
  • габаритные огни передние белого света и задние красного света;
  • фонарь освещения номерного знака;
  • световозвращатели (катафоты) [задние — красного света; боковые (для транспортных средств длиной более 6 м) — оранжевого света; передние (для прицепов) — белого света];
  • опознавательный знак автопоезда — три фонаря оранжевого света, установленные над кабиной в линию или треугольником.

Управление освещением и световой сигнализацией тракторов осуществляется коммутационной аппаратурой: центральным переключателем света, ножным или ручным переключателем света фар, переключателем поворотов, выключателем стоп-сигнала, выключателем заднего хода. Для формирования прерывистого светового сигнала поворота частотой 1...2 Гц применяют электромагнитное или контактно-транзисторное реле  поворота.