Система автоматического регулирования глубины обработки почвы

Система автоматического регулирования глубины обработки почвы (САРГ) применена на тракторе МТЗ-100 и его модификациях. Она предназначена прежде всего для комбинированного позиционно-силового способа регулирования глубины обработки почвы при любом соотношении составляющих способов — силового и позиционного. Кроме того, САРГ обеспечивает режим ГСВ, работу по высотному, силовому, позиционному, высотно-силовому и высотно-позиционному способам, а следовательно, является универсальной системой управления механизмом навески трактора.

Система автоматического регулирования глубины обработки почвы имеет датчики 1 (рис. 167) позиционного и 3 силового регулирования, а также датчик давления масла в штоковой (подъемной)  полости основного гидроцилиндра 34. Датчики 1 позиционного и 3 силового регулирования управляют золотником 31 регулятора не только раздельно, как на тракторе МТЗ-80, но и одновременно. Для этого на крышке корпуса заднего моста трактора установлен механический сумматор сигналов. Он состоит из шлицевого валика 5, суммирующего рычага 6, коромысла 7 и свободно сидящих на подшипниках рычагов 4 и 8, соединенных соответственно с датчиками 3 и 1. Суммирующий рычаг 6, приводимый в движение коромыслом 7, поворачивает шлицевой валик 5, соединенный через переключатель 12 (в положении Р) с винтом 11 привода золотника 31. Положение суммирующего рычага 6 на валике 5 и коромысле 7 изменяют рукояткой 2 из кабины через рычажно-тросовый привод.

 

При крайнем правом положении рукоятки 2 суммирующий рычаг 6 прижимается к рычагу 4 датчика 3 и поворачивается только этим рычагом. Данное положение соответствует силовому способу регулирования.

При крайнем левом положении рукоятки 2 суммирующий рычаг 6 прижимается к рычагу 8 датчика 1 и поворачивается только им. Это соответствует позиционному способу регулирования.

Рис. 167. Схема САРГ трактора МТЗ-100: 1 — датчик позиционного регулирования; 2 — рукоятка управления сумматором сигналов: 3 — датчик силового регулирования: 4, 6 и 8 — рычаги сумматора сигналов; 5 — шлицевой валик; 7 — коромысло; 9 — гидроаккумулятор с датчиком давления: 10 — гайка-упор золотника; 11— винт привода золотника; 12 — переключатель; 13 — маховичок регулирования скорости коррекции; 14 — золотник управления основным гидроцилиндром; 15, 26, 27 и 33 — обратные клапаны; 16 — перепускной клапан; 17 —дроссель (калиброванное отверстие): 18 и 21 — предохранительные клапаны; 19 —золотник управления левым выносным гидроцилиндром; 20 — золотник управления правым выносным гидроцилиндром: 22 — фильтр: 23 — бак; 24 — насос; 25 — золотник клапана приоритета; 28 — гильза; 29 — гайка-упор гильзы; 30 —рукоятка управления регулятором; 31 — золотник регулятора; 32 — запорный клапан; 34 — основной гидроцилиндр; 35 — кран.

В любом промежуточном положении рукоятки 2 поворот суммирующего рычага 6, валика 5 и винта 11 одновременно зависит от длин правого и левого плеч коромысла 7, направления и угла их поворота рычагами 4 и 8. Такие формирование и передача к золотнику суммарного сигнала соответствуют комбинированному позиционно-силовому способу регулирования положения механизма задней навески трактора за счет изменения регулятором давления масла в штоковой полости гидроцилиндра 34.

Регулятор САРГ отличается от рассмотренного ранее регулятора, применяемого на тракторах МТЗ-80, ЮМЗ-6Л и Т-30, наличием клапана приоритета с обратным клапаном 26 в золотнике 25 и маховичка 13 (вместо поворотного крана), а также конструкцией гильзы 28, золотника 31, деталей их привода и корпуса.

Позиционно-силовой способ регулирования обеспечивается при нейтральном положении золотников 14, 19 и 20 распределителя, левом положении переключателя 12, открытом кране 35, промежуточном положении рукояток 2 и 30.

Управляющий (основной) поток масла от насоса 24 через стержневой (обратный) клапан 15 и дроссель 17 в плунжере перепускного клапана 16, канал управления распределителя и трубопровод малого сечения подводится в правую полость клапана приоритета. Из этой полости через обратный 27 и запорный 32 клапаны масло поступает в гидроаккумулятор 9 и штоковую полость гидроцилиндра 34 и частично или полностью сливается через радиальные отверстия в золотнике 31.

Под давлением масла в правой полости золотник 25 клапана приоритета смещается влево, дополнительно сжимая пружину. При этом левая полость канавкой золотника сообщается с центральной.

Дополнительный поток масла от насоса 24, минуя распределитель, поступает в левую полость клапана приоритета, а из нее через канавку золотника 25, центральную полость и обратный клапан 33 — в гидроаккумулятор 9 и штоковую полость гидроцилиндра 34. Часть масла сливается через приоткрытые золотником 31 правые отверстия в гильзе 28.

При увеличении удельного сопротивления почвы и неизменном положении рукояток 2 и 30 датчик 3 силового регулирования формирует такой же сигнал коррекции на подъем, как и на тракторе МТЗ-80.

Однако при этом угол поворота шлицевого валика 5 коромыслом 7 тем меньше, чем больше влево от рычага 4 смещен суммирующий рычаг 6. В результате коррекция на подъем оказывается частичной при возрастающем тяговом сопротивлении, но при уменьшенном выглублении рабочих органов машины. Скорость коррекции регулируют маховичком 13.

Среднюю глубину обработки почвы задают рукояткой 30. При ее повороте вперед гильза 28 перемещается вправо, гидравлическое сопротивление сливу масла и его подпор уменьшаются и рабочие органы заглубляются.

Силовой или позиционный способ регулирования выбирают, поворачивая рукоятку 2 соответственно вправо или влево.

Включение любого золотника распределителя вызывает выключение регулятора клапаном приоритета. Предпочтение (приоритет) распределителя регулятору обусловлено необходимостью управления выносными гидроцилиндрами, что обеспечивается перекрытием канала управления золотниками 14, 19 или 20. При этом управляющий поток масла в регулятор не поступает, золотник 25 под действием пружины смещается вправо и выключает дополнительный поток. Масло из гидроаккумулятора 9 и штоковой полости гидроцилиндра 34 начинает сливаться, а рабочие органы машины — заглубляться. Золотник 31 под действием датчиков 1 и 3 смещается вправо, радиальные сливные отверстия золотника и гильзы 28 закрываются. Заглубление прекращается.

После установки золотников распределителя в нейтральное положение работа регулятора возобновляется без изменения его настройки.

Режим ГСВ обеспечивается при нейтральном положении золотников 14, 19 и 20 распределителя, правом положении переключателя 12, открытом кране 35 и положении рукоятки 30 в зоне регулирования.

В начале гона рукоятку 30 поворачивают вперед, минуя регулируемый упор. При этом гильза 28 под действием пружины перемещается вправо, обеспечивая слив масла из гидроаккумулятора 9 и штоковой полости гидроцилиндра 34 через правый и средний ряды радиальных отверстий. Управляющий поток масла из правой полости клапана приоритета через обратный клапан 27 тоже сливается через отверстия гильзы, а дополнительный поток — через левый ее торец. Такое положение регулятора аналогично «плавающему» положению золотника распределителя.

После заглубления рабочих органов рукоятку 30 поворачивают назад в такое положение, ограниченное упором, при котором опорные колеса навесной машины катятся без отрыва от почвы. При этом золотник 31, управляемый гидроаккумулятором 9 как датчиком, поддерживает давление в штоковой полости гидроцилиндра 34 постоянным. Такой режим работы регулятора по результату действия аналогичен включению ГСВ трактора МТЗ-80.

В конце гона рукоятку 30 поворачивают в крайнее заднее положение («Подъем»), удерживают его и после подъема машины отпускают. Рукоятка устанавливается в нейтральное положение, при котором гильза 28 смещается влево, а толкатель клапана 32 входит в ее правую канавку. Запорный 32 и обратный 33 клапаны закрываются, отключая гидроаккумулятор 9 и штоковую полость гидроцилиндра 34 от регулятора.