Рулевое управление трактора МТЗ-80

Рулевое управление трактора МТЗ-80 разделенное, с гидроусилителем и задним расположением расчлененной рулевой трапеции. Привод рулевого механизма служит для изменения положения рулевого колеса и передачи вращения от него к рулевому механизму.

Труба 6 (рис. 122, а) рулевой колонки приварена к серьге 7, которая шарнирно соединена со стойкой 9 двумя винтами 15. Благодаря этому рулевую колонку можно поворачивать относительно стойки 9 и тем самым изменять угол наклона рулевого колеса (рис. 122, б). В рабочем положении 1 рулевая колонка удерживается фиксатором 17 (рис. 122, а). Для поворота колонки рукоятку 19 подают вверх, и фиксатор выходит из паза правой стенки 16 стойки 9. После этого колонку можно легко повернуть вперед. В этом положении 11 колонка не фиксируется. У тракторов МТЗ-100, МТЗ-102 предусмотрена фиксация колонки в четырех положениях через угол 5°.

Рулевое колесо 1 закреплено на шлицах полого рулевого вала 3, внутри которого проходит винт 4, соединенный с маховичком 2. Винт вворачивается в гайку 20, в которую запрессован штифт 21, фиксирующий ее от проворачивания в промежуточном вале 5. На гайке 20 и вале 3 выполнены скосы, которые при вворачивании винта 4 расклинивают и прижимают гайку и вал к внутренним стенкам промежуточного вала 5. Этим устройством можно регулировать положение рулевого колеса по высоте в пределах ± 120 мм (рис. 122, б).

Промежуточный вал 5 (рис. 122, а) вращается в капроновых втулках 22, которые установлены в резиновые амортизаторы 23 для уменьшения вибрации вала.

 

Вращение от рулевого колеса передается на вал 3, затем через гайку 20 и штифт 21 на промежуточный вал 5 и далее через карданный шарнир 12,. вал 13 — на шлицевую втулку 14, которую устанавливают на шлицы червяка рулевого механизма.

Рис. 122. Привод рулевого механизма трактора МТЗ-80: а — конструкция привода: 1 — рулевое колесо; 2— маховичок; 3 — рулевой вал; 4 и15-винты;   5 — промежуточный вал;  в — труба рулевой колонки; 7 — серьга; 8 и 12 —карданные шарниры; 9 — стойка;  10 — средний вал; 11 — промежуточная опора; 13 — передний вал; 14 — шлицевая втулка; 16 —правая стенка стойки; 17 —фиксатор; 18 —пружина; 19 — рукоятка; 20 и  24 — гайки; 21 — штифт;  22 — втулка; 23 — амортизатор; 25 — контргайка; б — различные положения рулевого колеса; I и II — положения рулевой колонки. 

Рулевой механизм смонтирован в одном корпусе 22 (рис. 123) с гидроусилителем. В качестве рулевого механизма использована передача цилиндрический червяк 4 — сектор 7. Двухвенцовый сектор одновременно находится в зацеплении с червяком и рейкой 9, соединенной со штоком 25 гидроцилиндра.

 

Червяк вращается в двух шариковых подшипниках, наружные обоймы которых установлены в эксцентричной втулке 6 с небольшим зазором, что позволяет ему вместе с золотником 31 перемещаться в осевом направлении (вперед и назад).

Сектор 7 установлен на шлицах поворотного вала 21 и закреплен гайкой 8. Поворотный вал 21 вращайся в двух втулках корпуса 22 и в верхней крышке 12. На нижнем шлицевом конце поворотного вала установлена сошка 18, закрепляемая гайкой 19.

Рис. 123. Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80: 1 — пробка; 2 — клапанная крышка; 3 — регулировочный винт предохранительного клапана; 4 — червяк; 5 — болт регулировочной втулки; 6 — регулировочная эксцентричная втулка; 7 — сектор; 8, 19 и 30—гайки; 9—рейка; 10 — маслопровод для смазывания верхней опоры; 11 — регулировочный винт; 12 — верхняя крышка; 13 — фильтр; 14 — редукционный клапан; 15—кран управления; 16 — золотник датчика; 17 —маховичок крана; 18 —сошка; 20 — сливная пробка; 21 — поворотный вал; 22 — корпус; 23 — упор рейки; 24 — регулировочные прокладки; 25 — шток; 26 — поршень; 27 — передняя крышка цилиндра; 28 — упорный подшипник; 29 — крышка; 31 — золотник.

Рулевая трапеция включает в себя две поперечные рулевые тяги, шарнирно соединенные с сошкой 4 (см. рис. 120, в), два поворотных рычага 6 и переднюю ось. Каждая рулевая тяга состоит из соединительной трубы 3 и двух наконечников 1 с правой и левой резьбой. Наконечники ввернуты в резьбовые отверстия трубы 3 и закреплены контргайками 2.

 

Внутри наконечника размещено шарнирное устройство, состоящее из шарового пальца, резинового и капронового вкладышей, закрытых резиновым чехлом и регулировочной пробкой.

Рис. 120. Установка направляющих колес: а —развал колес и поперечный наклон шкворней: 1 — остов трактора; 2 — выдвижные трубы кулаков; 3 — передняя ось; 4 — шкворень; б — продольный наклон шкворней; в — схождение колес: 1 — наконечник; 2 — контргайка; 3 — труба поперечной тяги; 4 — сошка; 5 — ось; 6 — поворотный рычаг.