Раздаточная коробка трактора МТЗ-82

Раздаточная коробка трактора МТЗ-82 осуществляет автоматическое или принудительное включение и выключение переднего ведущего моста. Она представляет собой одноступенчатый редуктор с роликовой муфтой свободного хода одностороннего действия и механизмом, который может отключать, включать и блокировать муфту свободного хода.

 

В корпусе 10 (рис. 91) на шарикоподшипниках установлен вал 14, на втулке которого свободно вращается ведомая обойма 13 муфты свободного хода с внутренними зубьями, а на шлицевой части вала установлена зубчатая муфта 7 с большим и малым зубчатыми венцами. Снаружи на валу закреплен фланец 8 для присоединения карданного вала.

Зубчатое колесо 15 служит наружной обоймой муфты свободного хода и может вращаться относительно обоймы 13 на шарикоподшипниках 6. На наружной обойме имеется зубчатый венец с внутренними зубьями для соединения с большим венцом зубчатой муфты 7. В профильных пазах зубчатого колеса 15 расположёны восемь заклинивающих роликов 12 с плунжерами 20 и пружинами 21.

Рис. 91. Раздаточная коробка трактора МТЗ-82: 1 — промежуточное зубчатое колесо; 2 — подшипники; 3 — зубчатое колесо вторичного вала; 4 — ось; 5 — гайка; 6 — подшипники муфты свободного хода; 7 — зубчатая муфта; 8 — соединительный фланец; 9 — вилка; 10 — корпус; 11 — оттяжная пружина; 12 — ролик; 13 — ведомая обойма муфты свободного хода; 14 — вал; 15 — зубчатое колесо; 16 — резьбовая муфта; 17 — упор тяги; 18 — стойка; 19 — тяга управления; 20 — плунжер; 21 — пружина ролика.

Зубчатое колесо 15 приводится вовращение от зубчатого колеса 3 коробки передач через промежуточное зубчатое колесо 1, установленное на оси 4 в расточке корпуса коробки передач.

При движении трактора зубчатое колесо 15 вращается, но поскольку внутренняя обойма 13 сидит на валу свободно, вращение на вал 14 от коробки передач не передается. Муфта свободного хода отключена (как показано на рис. 91).

Включим муфту. Для этого упор 17 тяги установим в средний паз стойки 18. Тогда вилка 9 переместит зубчатую муфту наполовину и введет в зацепление ее малый зубчатый венец с зубчатым венцом ведомой обоймы 13 муфты свободного хода. При движении трактора без пробуксовывания задних ведущих колес зубчатое колесо 15 с наружной обоймой, получая вращение от коробки передач, будет вращаться медленнее, чем внутренняя обойма 13 муфты свободного хода, получающая вращение от передних колес. При таком движении трактора ролики 12 расклинены, зубчатое колесо 15 и обойма 13 вращаются независимо друг от друга, крутящий момент на передний мост не передается.

Как только задние колеса начнут буксовать (буксование достигает 5%), скорость трактора снизится, уменьшатся частота вращения передних колес, а следовательно, и частота вращения ведомой обоймы 13. Когда частоты вращения обеих обойм муфты свободного хода станут одинаковыми, ролики 12 заклинятся и соединят обе обоймы в одно целое. Крутящий момент от коробки передач будет передаваться на передний мост трактора. Когда прекратится буксование задних колес, обе обоймы муфты свободного хода разъединятся и передача крутящего момента на передний мост прекратится.

Если упор 17 тяги установить в верхний паз стойки 18, то.муфта 7 передвинется еще левее и ее большой зубчатый венец войдет в зацепление с зубчатым венцом колеса 15 и заблокирует муфту свободного хода, т. е. жестко соединит зубчатое колесо 15 с валом 14. Происходит принудительное включение переднего моста. Такое включение следует применять при трогании трактора с места, заднем ходе и длительной работе трактора на рыхлых, переувлажненных почвах, когда задние колеса постоянно буксуют.