Подвеска колесного трактора

Задние ведущие колеса колесного трактора не имеют подвески. Их разъемные ступицы 5 (см. рис. 111) жестко крепят на концах валов ведущих колес (в тракторах МТЗ-80, МТЗ-100), которые выступают из рукавов, соединенных с корпусом заднего моста, или же диски колес крепят непосредственно к фланцу валов (в тракторе Т-40М). Задний мост колесных тракторов общего назначения (Т-150К, К-701) жестко соединен с кронштейнами рамы.

Передний мост универсально-пропашных тракторов служит опорой Для передней части остова трактора и включает в себя ось с подвеской и направляющие колеса или ведущий мост с подвеской и комбинированные колеса. Передний мост с осью может быть трех типов: с расставленными передними направляющими колесами и регулируемой колеей (по ширине колеи задних колес), со сближенными колесами и с одним колесом. Передний ведущий мост универсально-пропашных тракторов имеет расставленные комбинированные колеса с регулируемой колеей.

Передняя ось трактора МТЗ-80 рассчитана на получение повышенного дорожного просвета и возможность изменения колеи. Она состоит из трубчатой балки 4 (рис. 112), шарнирно соединенной с передним брусом 13 полурамы трактора осью качания 12. Шарнирное соединение позволяет балке качаться относительно остова, отклоняясь в вертикальной плоскости на угол 10° вверх и вниз.

 

Это обусловливает приспособление передних колес трактора к неровностям опорной поверхности и смягчение воздействия последних на остов. От проворачивания и перемещения ось качания удерживается штифтом.

Рис. 112. Передняя ось трактора МТЗ-80: 1 — поворотная цапфа; 2 — выдвижной кулак; 3 — стяжные болты; 4 — трубчатая балка; 5 — стопорный палец; 6 — кронштейн выдвижной трубы; 7 — вал поворотной цапфы (шкворень); 8 — пружина подвески; 9 — тарельчатая пружина; 10 — подшипники колеса; 11—гайка цапфы; 12 —ось качания;
13 — передний брус.

В трубчатую балку вставлены два выдвижных кулака 2, представляющих собой трубу с приваренным к ней кронштейном 6. Кулак затягивают двумя болтами 3 клеммового зажима балки. Каждая труба кулака имеет по шесть сквозных отверстий на расстоянии 50 мм одно от другого. В одно из отверстий входит стопорный палец 5, с помощью которого фиксируют колею передних колес. Ширину колеи регулируют перемещением трубы относительно балки. Колея передних колес может изменяться в пределах 1200...1800 мм с интервалами 100 мм при симметричном и 50 мм при несимметричном расположении колес.

В кронштейне 6 выдвижного кулака на двух втулках установлен вал 7 поворотной цапфы. Нижний конец вала 7 запрессован в отверстие полуоси колеса и приварен к ней снизу. На полуоси на двух конических роликовых подшипниках установлена ступица переднего колеса.
Балка переднего моста подрессорена двумя цилиндрическими пружинами 8, расположенными в кронштейнах выдвижных кулаков. Часть силы тяжести трактора через кронштейн 6, пружину 8, упорный шариковый подшипник с шайбой, полуось и ступицу передается переднему колесу.

Передний мост тракторов Т-30 и Т-25А имеет конструкцию, позволяющую изменять не только ширину колеи передних колес, но и дорожный просвет поворотом на угол 180° фланцев поворотных цапф.

Передний ведущий мост тракторов МТЗ-82, МТЗ-102 соединен с передним брусом двумя полыми осями, на которых мост вместе с колесами может качаться в вертикальной плоскости, отклоняясь от вертикали на угол 8...9°. От проворачивания и осевых перемещений- оси стопорят планками.

Балка переднего ведущего моста подрессорена двумя цилиндрическими пружинами 13 (см. рис. 101), нижние концы которых опираются на упорные шариковые подшипники, установленные в корпусе 17 редуктора, а верхние — в перегородку трубы шкворней.
Колесные редукторы вместе с передними колесами могут перемещаться относительно корпуса 7 и его крышки 5 вследствие телескопического соединения выдвижных корпусов 3 с корпусом и крышкой. Это перемещение осуществляется винтовыми механизмами (червяк  4).

Винтовой механизм позволяет бесступенчато регулировать ширину колеи передних колес в трех интервалах: 1200... 1500, 1500... 1600 и 1600...1800 мм. Для перевода ширины колеи с первого интервала на второй или наоборот изменяют взаимное расположение диска колеса относительно кронштейнов обода колеса. Для получения колеи в интервале 1600... 1800 мм снимают колеса с дисков и меняют их местами, соблюдая при этом направление вращения шины согласно стрелке, указанной на боковине.

Колею задних ведущих колес универсально-пропашных тракторов также регулируют в широких пределах (в тракторах МТЗ-80, МТЗ-100, например, до 2100 мм) перемещением ступиц колес на валах, а также перестановкой дисков и колес.

Подвеска переднего моста трактора Т-150К зависимая, состоящая из двух продольных полуэллиптических рессор 7 (рис. 113) и амортизаторов 3. Рессора, скрепленная двумя хомутами, соединена с корпусом переднего моста двумя стремянками 1 с подкладками 9. Концы верхних листов рессор помещены в резиновые подушки 8, которые установлены в чашках кронштейнов, закрываемых крышками 6 и 11. Ход переднего моста вверх ограничен двумя резиновыми буферами 2.

Гидравлические амортизаторы 3 двустороннего действия работают совместно с рессорами и предназначены для гашения колебаний, возникающих при движении трактора по неровностям пути. Они повышают плавность хода трактора и увеличивают долговечность рессор. В верхней части амортизатор крепят к кронштейну продольной балки рамы, а в нижней части — к подкладке 9 рессоры.

 

В тракторе Т-150К также можно изменять ширину колеи перестановкой колес с одной стороны на другую. Узкую колею (1680 мм) применяют при вспашке, закрепляя колеса вентилем наружу. Широкую колею (1860 мм) устанавливают при использовании трактора на транспортных и других работах. Для этого колеса переставляют вентилем внутрь.

Рис. 113. Подвеска переднего моста трактора Т-150К: 1—стремянка; 2 — буфер; 3 — амортизатор; 4— ось; 5 — пружинный шплинт; 6 — крышка заднего кронштейна рессоры; 7 — рессора; 8 — подушка рессоры; 9 — подкладка; 10 — специальная гайка, 11 — крышка переднего кронштейна рессоры.