Главная передача трактора

Главная передача служит для увеличения передаточного числа трансмиссии и крутящего момента, изменения на угол 90° направления передаваемого вращательного движения и переноса его к межколесному дифференциалу.

По числу пар зубчатых колес различают одинарные и двойные главные передачи, а по конструкции — конические со спиральными зубьями, гипоидные и цилиндрические.

Одинарные главные передачи представляют собой, как правило, пару конических зубчатых колес со спиральными зубьями или гипоидную передачу. Применение последних позволяет по сравнению с конической передачей при одних и тех же размерах зубчатых колес увеличить передаваемое усилие, повысить долговечность, снизить уровень шума. Оси зубчатых колес гипоидных передач не пересекаются.

Наличие смещенного ведущего зубчатого колеса позволяет изменить дорожный просвет.

Одинарные главные передачи с коническими зубчатыми колесами применяют на колесных тракторах МТЗ-80, МТЗ-100, Т-150К. К-701.

Одинарные главные передачи, состоящие из пары цилиндрических зубчатых колес, применяют в тех случаях, когда оси валов коробок передач расположены перпендикулярно к продольной оси трактора. Их устанавливают на тракторе Т-25А и самоходном шасси Т-16М.

Одинарная главная передача трактора Т-150К имеет конические зубчатые колеса со спиральными зубьями. Ведущее колесо 21 (рис. 95) передачи, изготовленное ак единое целое с ведущим валом, вращается в двух конических роликовых подшипниках 22 и 26, расположенных в стакане 24.

 

Рис. 95. Главная передача и дифференциал трактора Т-150К: 1 и 25 — регулировочные прокладки; 2 и 4 — уплотнительные прокладки; 3 — втулка; 5 — ведомое ническое зубчатое колесо; 6 — палец; 7 — сателлит; 8, 22 и 26 — конические роликовые подшипник 9 — регулировочная гайка; 10 — стопорная пластина; 11, 15 и 16 — болты; 12 — крышка подшипник 13 — фланец дифференциала; 14  и  17 — чашки дифференциала;  18 — коническое зубчатое колес 19 — диски с внутренними шлицами; 20 — диски с наружными шлицами; 21 — ведущее коническо зубчатое колесо; 23 — картер; 24 — стакан; 27 — фланец; 28 — гайка.

Последний отцентрирован относительно картера 23 и прикреплен к нему болтами. На шлицевой конец вала надет фланец 27 для соединения с фланцем карданной передачи. Фланец 27 закреплен шайбой и гайкой 28, которая одновременно затягивает внутренние обоймы конических роликовых подшипников. Осевой зазор в подшипниках регулируют прокладками 1.

Ведомое колесо 5 специальными призонными болтами 15 крепят к бурту корпуса дифференциала. Последний вместе с колесом вращается в конических подшипниках 8, установленных в разъемных гнездах корпуса 23 и крышек 12. Корпус дифференциала состоит из двух фланцев 13, чашек 14 (с буртом) и 17, стянутых болтами 16. Крышки 12 подшипников крепят шпильками с корончатыми гайками.

Конические подшипники и одновременно зазор в зацеплении конических зубчатых колес регулируют гайками 9 только при замене деталей. В процессе эксплуатации регулировку не проводят.

Главные передачи переднего и заднего ведущих мостов трактора Т-150К одинаковы.