Механизм навески

Способ соединения сельскохозяйственных и других машин с трактором зависит от их конструкции. Одни машины навешивают на трактор, другие прицепляют к нему, а третьи жестко крепят к его остову.

Конструкция устройств для навешивания машин зависит от расположения машины относительно трактора. Если машину навешивают сбоку или спереди трактора, то на его остове предусматривают посадочные места с отверстиями под болты крепления или специальные кронштейны. На самоходных шасси машины навешивают к продольным трубам рамы.

 

Механизм задней навески состоит из двух нижних продольных тяг 6 и 10 (рис. 200, а) и верхней центральной регулируемой тяги 4. Передними концами все тяги шарнирно связаны с остовом трактора, а задними концами — с навесной машиной. Нижние тяги 6 и 10 раскосами 3 и 11 шарнирно соединены с подъемными рычагами 2 и 12, а через них — с подъемным валом 1.

Рис. 200. Механизм навески: а — трехточечная схема навески; б — двухточечная схема навески; 1 — подъемный вал; 2 и 12 — правый и левый подъемные рычаги: 3 и 11 — правый и левый раскосы: 4 — верхняя центральная тяга: 5 — присоединительный шарнир верхней тяги: 6 — правая нижняя тяга: 7 — стойка машины (орудия); 8 — ось подвеса; 9 — присоединительный шарнир нижних тяг; 10 — левая нижняя тяга; 13 — рычаг вала; 14 — гидроцилиндр: А, Б, В и Г — точки присоединения тяг навески: в — механизм навески трактора ЛТ-75МВ: 1 — кронштейн; 2 — основной цилиндр; 3 — вертикальная стойка верхней оси; 4— поворотный рычаг: 5 — верхняя ось: 6 — наклонная стойка верхней оси: 7 — бугель: 8 — подъемный вал; 9 —- муфта центральной тяги: 10 — пружина центральной тяги; 11 — винтовая муфта; 12 — центральная тяга; 13 и 24 — правый и левый подъемные рычаги; 14 — раскос: 15 — фиксирующий штифт; 16 — пилка раскоса; 17 — продольная нижняя тяга; 18 — стопорный штифт продольной тяги; 19 — ограничительная цепь; 20 — боковой кронштейн продольной тяги; 21 — нижняя ось; 22 — средний кронштейн продольной тяги: 23 — ось основного цилиндра.

Поднимают и опускают навешенную машину с помощью гидроцилиндра 14, шток которого через рычаг 13 связан с подъемным валом 1.

Изменением длины правого раскоса 3 регулируют положение навесной машины в горизонтальной плоскости, а изменением длины верхней центральной тяги 4 выравнивают глубину хода передних и задних рабочих органов машины.

В зависимости от конструкции навешиваемых сельскохозяйственных машин и выполняемых технологических операций их присоединяют к трактору по трех- и двухточечной схемам.

Трехточечную схему навески (рис. 200, а) применяют при работе трактора с широкозахватными машинами (культиваторами, сеялками и т. п.). Для этого передние концы нижних продольных тяг 6 и 10 крепят отдельно в точках Б и В, а верхнюю — в точке А. Такая схема навески обеспечивает устойчивое прямолинейное движение  машины.

Двухточечную схему навески (рис. 200, б) применяют при работе с машинами, имеющими сравнительно небольшую ширину захвата и требующими поворота вокруг вертикальной оси трактора. В такой схеме передние концы обеих продольных тяг 6 и 10 совмещены в одной точке Г, а верхняя — как и прежде в точке А. Это позволяет агрегату двигаться без выглубления рабочих органов не только по прямой, но и по дуге большого радиуса. При работе с плугами точки А и Г смещают вправо, что позволяет трактору двигаться не по борозде, а рядом с ней.

Трехточечный механизм навески применяют на универсально-пропашных тракторах. На гусеничных и колесных тракторах общего назначения используют универсальные механизмы навески, имеющие двух-и трехточечную наладку.

Механизм навески тракторов ДТ-75МВ, ДТ-175С имеет полый подъемный вал 8 (рис. 200, в), установленный во втулках оси 5, которая закреплена бугелями 7 в головках стоек 3. На шлицах подъемного вала закреплены два подъемных рычага 13 и 24, шарнирно соединенные с двумя регулируемыми раскосами 14. Нижние вилки 16 раскосов с помощью пальцев связаны с шаровыми шарнирами нижних продольных тяг 17. Передние концы тяг 17 присоединяют к боковым кронштейнам 20 при трехточечной наладке или к среднему кронштейну 22 при двухточечной. Кронштейны 20 и 22 установлены на нижней оси 21, закрепленной в кронштейнах продольных балок рамы.

На оси 23 закреплен основной цилиндр гидравлической системы. Шток цилиндра соединен пальцем с поворотным рычагом 4, а центральная тяга 12 с пружинным амортизатором 10 и винтовой муфтой 11 — с помощью вилки с муфтой 9, закрепленной посредине подъемного вала 8.

При подъеме навешенной машины шток гидроцилиндра 2 выдвигается и свободно поворачивает рычаг 4 до тех пор, пока его опорная площадка не упрется в площадку на нижней стороне левого подъемного рычага 24. После этого начинают подниматься рычаг 24 и связанный с ним через подъемный вал 8 рычаг 13, которые через раскосы 14 поднимут нижние продольные тяги 17 вместе с машиной.

Машина может опускаться под действием собственной силы тяжести или гидроцилиндром 2. В последнем случае поворотный рычаг 4 соединяют пальцем с подъемным рычагом 24.

Для ограничения поперечных перемещений навесных машин используют цепи 19, соединяющие продольные тяги 17 с кронштейнами 1. Цепи натягивают так, чтобы задние концы тяг с навесной машиной в транспортном положении перемещались не более чем на 30 мм в одну и другую стороны.