Гидропривод механизма навески трактора

Гидроприводы механизмов навески предназначены для управления переносом поступательного движения от трактора к агрегатируемым машинам путем высотного, силового, позиционного или комбинированного регулирования глубины обработки почвы навесными машинами и перевода их в транспортное положение.

Гидроприводы механизмов навески большинства тракторов не имеют ГСВ и регулятора глубины обработки почвы. Они различаются давлением, подачей и мощностью насоса, пропускной способностью, числом золотников и позиций распределителя, типоразмером и числом гидроцилиндров, компоновкой. Наибольшее число сборочных единиц имеют гидроприводы механизмов навески тракторов МТЗ-80 и МТЗ-100.

 

Бак 10 (рис. 162) гидропривода механизма навески трактора МТЗ-80 отлит из чугуна и использован как корпус для крепления большинства гидроагрегатов. На нем установлены насос 11 с выключаемым приводом, распределитель 9 и ГСВ с рычажным механизмом управления.

Ведущий вал 14 насоса установлен на двух шариковых подшипниках и приводится во вращение зубчатым колесом 12, сидящим на его шлицах. Насос 11 включают, поворачивая вверх фиксируемую рукоятку 1 при остановленном дизеле. Рукоятка через валик и вилку 13 перемещает зубчатое колесо 12 назад (на рисунке вправо) и вводит его в зацепление с промежуточным зубчатым колесом MOM.

Рис. 162. Корпус гидроагрегатов трактора МТЗ-80: 1 _ рукоятка; 2 — фильтр: 3 — предохранительный клапан: 4 — масломерная линейка: 5 — пробка маслозаливной горловины: 6 — сапун: 7 — рычаг управления ГСВ: 8 — рычаги управления золотниками распределителя: 9 — распределитель: 10 — бак: II —насос НШ-32-2: 12-зубчатое колесо: 13 — вилка: 14 — ведущий вал: 15 — сливная пробка.

К задней стенке бака 10 и насосу 11 слева через уплотнительные прокладки присоединен всасывающий трубопровод, а к распределителю 9, ГСВ и крышке фильтра 2 — сливной.

В крышке бака расположены заливная горловина с резьбовой пробкой 5, масломерная линейка 4 и сапун 6, а в дне — сливная пробка 15. Бак трактора МТЗ-100 не автономный, как у МТЗ-80, а общий с гидрообъемным рулевым управлением (ГОРУ). На нем установлены насос НШ-32-3 (вместо НШ-32-2), распределитель Р80-23Р (вместо Р75-ЗЗР) и гидроаккумулятор ГОРУ (вместо ГСВ). Изменена конструкция привода насоса, сетчатый фильтр 2 заменен сменным фильтрующим элементом.

К баку гидропривода механизма навески трактора К-701 тоже подключена гидросистема рулевого управления, а в тракторах ДТ-75МВ и ДТ-175С — гидроусилитель механизма выключения муфты сцепления.

Распределители, применяемые в гидроприводах механизмов навески тракторов, конструктивно подобны, но невзаимозаменяемы. Они могут быть двух- (Р75-22, Р75-42) и трехзолотниковыми (Р75-23, Р75-33, Р75-43, Р80-23, Р150-23), трех:-(Р75-43, Р80-23) и четырех-позиционными (Р75-22, Р75-23, Р75-33, Р150-23). Первое число (75, 80 или 150) в марке распределителя означает его пропускную способность (л/мин) при номинальном давлении 10 МПа, остальные цифры и буквы — конструктивный вариант.

Увеличение номинального давления с целью снижения металлоемкости гидропривода уватичивает пропускную способность распределителя, но требует совершенствования его конструкции.

Распределитель Р80-23Р отличается от распределителей типа Р75 и Р150 прежде всего номинальным давлением (16 МПа вместо 10) и приспособленностью к работе с регулятором.

Регулятор трактора МТЗ-80 собран в литом чугунном корпусе 5 (рис. 164) и закрыт двумя крышками с уплотнительными кольцами. В осевой расточке левой крышки установлен винт 9 подвижной гайки-упора 8 золотника 7, а в расточке правой крышки — винт 3 подвижной гайки-упора 1 гильзы 4. Предварительно сжатая распорная пружина 6 постоянно прижимает золотник 7 через гайку 8, винт 9 и упорный-шарикоподшипник к левой крышке, а гильзу 4 через упорную шайбу, кольцо, гайку 1, винт 3 и упорный шарикоподшипник — к правой крышке.

 

Положение гильзы 4 в корпусе 5 определяется положением рукоятки управления, которая через рычаги, тягу и валик 2 соединена с винтом 3.

Поворот рукоятки вызывает поворот винта 3, осевое перемещение гайки 1 и гильзы 4.

Рис. 164. Регулятор: 1 — гайка-упор гильзы; 2 — валик; 3 и 9 — винты; 4 — гильза; 5 — корпус; 6 — пружина; 7 — золотник; 8—гайка-упор золотника; 10—рычаг тяги датчика позиционного регулирования; 11 —рычаг тяги датчика силового регулирования; 12 —фиксатор; 13 — поворотный рычаг; 14 — регулирующий кран; 15 — обратный клапан; 16 — запорный клапан.

Положение золотника 7 в гильзе 4 определяется поворотом винта 9 через рычаг 10 тяги датчика позиционного или через рычаг 11 тяги датчика силового регулирования. Рычаги 10 и 11 установлены свободно на ступице рычага 13, которая закреплена на хвостовике винта 9. В радиальной прорези ступицы закреплен пальцем поворотный рычаг 13 специального профиля. При повороте направо он соединяет с винтом 9 рычаг 10 тяги датчика позиционного, а при повороте налево— рычаг 11 тяги датчика силового регулирования.

В среднем (нейтральном) положении рычага 13 регулятор выключен. Поворотом ручки крана 14 регулируют скорость коррекции.

Обратный 15 и запорный 16 клапаны предотвращают утечку масла из штоковой полости гидроцилиндра через выключенный регулятор.

Гидроцилиндры, применяемые в гидроприводах механизмов поворота и навески тракторов, поршневые, двустороннего действия. Они конструктивно подобны, но невзаимозаменяемы.

Единый типоразмерный ряд гидроцилиндров, выпускаемых для гидроприводов тракторов, состоит из шести марок: Ц55, Ц75, Ц80, Ц100, Ц125 и Ц140. В этот ряд не входят гидроцилиндры Ц36 и Ц110, применяемые соответственно на самоходном шасси Т-16М и тракторе ДТ-75МВ. Буква Ц в марке означает цилиндр, а число — его внутренний диаметр (мм). Согласно ГОСТ 8755—80 в обозначении цилиндра, например Ц80-200-4, указывают диаметр (80) и ход (200) поршня (мм), а также рабочее давление: 2—14, 3—16, 4—20 МПа.

Для привода механизма навески большинства тракторов применяют один гидроцилиндр типа Ц (Ц75 на тракторе Т-25А; - Ц90 — Т-40АМ, Ц100-МТЗ-80, Ц125 —Т-150 и ДТ-175С), а на тракторах К-701 и Т-130М — два гидроцилиндра Ц125, включая их параллельно одним золотником через тройники.

Гидроцилиндр Ц125 привода механизма навески тракторов Т-150 и Т-150К шарнирно соединен бугелем 25 (рис. 165) с осью, закрепленной в задних кронштейнах рамы, а головкой штока 22 — с поворотным рычагом механизма навески.

Гидролинии раздельно-агрегатных гидросистем имеют большую протяженность и включают в себя каналы и полости в гидроагрегатах, трубопроводы, шланги, соединительные и разрывные муфты с запорными клапанами, уплотнения. По назначению гидролинии делят на всасывающие, напорные (нагнетательные), сливные, дренажные и линии управления.

Металлические трубопроводы напорных гидролиний изготовляют из стальных бесшовных труб, рассчитанных на давление до 32 МПа. Их наконечники представляют собой ниппель, приваренный к трубе, и гайку, надетую на него, или приваренную втулку под специальный (полый) болт с металлическими уплотнительными прокладками.

Шланги высокого давления имеют многослойную конструкцию. Их камера из маслостойкой резины заключена в два слоя хлопчатобумажной или капроновой оплетки, между которыми расположена металлическая оплетка. Снаружи камера закрыта резиновым слоем и бандажом из прорезиненной ткани. Ниппель с накидной гайкой вставлен удлиненным хвостовиком в камеру и соединен с концом шланга опрессовкой наружной стальной муфты (втулки).

Соединительные и разрывные муфты применяют для подключения выносных гидроцилиндров. Соединительная муфта состоит из двух полумуфт 4 (рис. 166, а), вставляемых одна в другую и стягиваемых накидной гайкой 5. При заворачивании гайки шарики 3 прижимаются один к другому, отходят от седел полумуфт 4 и дополнительно сжимают пружины 6. В рузультате образуются кольцевые щели для прохода рабочей жидкости.

Быстросоединяемые муфты применяют на тракторе МТЗ-100. Их наружные полумуфты 2 (рис. 166, б) с фиксирующими шариками 6 установлены на выводах гидросистемы, а внутренние полумуфты 7 с фиксаторами 5 входят в ЗИП трактора.

Полумуфту 7, соединенную со шлангом, одной рукой вставляют в полумуфту 2 до касания с шариками 6, а другой рукой перемещают фиксатор 5 в сторону полумуфты 2 до тех пор, пока шарики 6 не войдут в проточку фиксатора. Удерживая фиксатор 5 и преодолевая сопротивление пружин 1, вставляют полумуфту 7 до упора в полумуфту 2 и отпускают фиксатор 5. Под действием пружины 3 он смещается вправо и выталкивает шарики 6 в канавку внутренней полумуфты 7, а они надежно соединяют обе полумуфты.

 

Рис. 166. Соединительные муфты: а — с накидной гайкой: 1 — штуцер шланга; 2 и 5 — накидные гайки; 3 — шарики запорных клапанов; 4 — полумуфты; 6 — пружины; б — быстросоединяемые трактора МТЗ-100: 1 и 3 — пружины; 2 — наружная полумуфта; 4 — запорные клапаны: 5 — фиксатор: 6—шарик: 7 — внутренняя полумуфта.

Если через такие муфты подключить гидроцилиндр прицепной машины, то при ее случайном отсоединении от трактора произойдут разрыв шлангов и утечка большей части масла из гидросистемы.

Разрывные муфты предназначены для автоматического разъединения и запирания гидролиний при возникновении в них растягивающих усилий.

Чтобы быстросоединяемую муфту сделать разрывной, ей обеспечивают небольшое осевое перемещение, а фиксатор 5 вставляют наружной проточкой в вилку неподвижного кронштейна. При перемещении соединенной муфты относительно неподвижного кронштейна вправо полумуфта 2 сжимает пружину 3, шарики 6 выкатываются в проточку фиксатора 5, а пружины 1 выталкивают полумуфту 7 из полумуфты 2 и закрывают конические запорные клапаны 4.