Ведущий мост гусеничного трактора

Ведущие мосты гусеничных тракторов состоят из главной передачи, механизма поворота, тормозов, валов ведущих колес (звездочек) и конечных передач.

Одинарная главная передача гусеничных тракторов состоит из пары конических зубчатых колес, причем ведущее колесо изготовлено как одно целое со вторичным валом коробки передач.

Корпус заднего моста перегородками разделен на три отсека. В среднем отсеке размещают ведомое коническое зубчатое колесо, которое Устанавливают на вал главной передачи (тракторы Т-70С, Т-130М) или на корпус планетарного механизма поворота (тракторы ДТ-75МВ ДТ-175С, Т-4А).

В тракторе Т-70С ведомое зубчатое колесо 8 (рис. 102) главной передачи установлено на шлицах вала 15 заднего моста и вращается в двух конических роликовых подшипниках. Наружные обоймы подшипников запрессованы в стаканы 6 и 9, которые закреплены в расточках перегородок корпуса заднего моста. Осевой зазор в конических подшипниках регулируют, изменяя число прокладок 4 одинаковой толщины, установленных под фланцами стаканов 6 и 9. Боковой зазор в зубьях конической пары в процессе эксплуатации не регулируют.

Плавный поворот гусеничного трактора происходит при отключении передачи вращательного движения той ведущей звездочки, в сторону которой нужно повернуть трактор. Крутой поворот произойдет в том случае, если отключенную гусеничную цепь затормозить.

Для осуществления прямолинейного движения, плавного или крутого поворота, а также торможения трактора на подъеме или уклоне в заднем мосту устанавливают механизм поворота.

В качестве механизма поворота используют сухие фрикционные многодисковые муфты (муфты поворота) или планетарные механизмы с ленточными тормозами.

Конечные передачи гусеничных тракторов расположены в отдельных корпусах по обеим сторонам заднего моста.

На тракторах Т-130М, Т-70С конечная передача представляет собой двухступенчатый редуктор с цилиндрическими зубчатыми колесами.

Устанавливая такую передачу на тракторе Т-70С, достигают увеличения не только крутящего момента, но и дорожного просвета.
Конечная передача трактора Т-150 - это планетарный редуктор, конструкция и принцип работы которого подобны рассмотренной ранее конечной передаче трактора К-701.

На тракторы ДТ-75МВ, ДТ-175С и Т-4А устанавливают одноступенчатые конечные передачи, состоящие из двух цилиндрических зубчатых колес.

В процессе эксплуатации в задних мостах гусеничных тракторов возможно появление таких неисправностей, как повышенный шум, перегрев, нарушение нормальной работы тормозов (увод трактора в сторону при работе на ровном участке или невыполнение им крутого поворота).

Для обеспечения нормальной работы задних мостов их систематически прослушивают и осматривают, устраняют обнаруженные подтеки и проверяют уровень масла, при необходимости доливают и заменяют его. Не допускается заливать масло выше контрольного отверстия или метки на масломерной линейке, так как это приводит к вытеканию масла через сальники и попаданию его в сухие отсеки. При недостаточном уровне масла увеличивается интенсивность изнашивания зубчатых колес и подшипников. Течь масла возможна при засорении сапунов задних мостов, что приводит к повышению давления внутри картеров.

Периодически проверяют затяжку гаек крепления.

При появлении шума в зубчатых передачах проверяют и при необходимости регулируют конические роликовые подшипники.

Подшипники ведущего зубчатого колеса главной передачи в тракторе Т-150 регулируют следующим образом. Отсоединяют фланец карданного вала от фланца 11 (см. рис. 104) главной передачи. Отворачивают шесть болтов крепления стакана 19 к картеру 5 и, ввинчивая два длинных болта-съемника 12, выпрессовывают стакан. Не разбирая стакана, расшплинтовывают гайку хвостовика и затягивают ее до отказа. Если зубчатое колесо 20 свободно проворачивается от руки за фланец 11, то фактическое число прокладок  18  больше требуемого.

При регулировании подбирают толщину набора регулировочных прокладок. Для этого снимают фланец 11, крышку 15 с сальниками и наружный подшипник 17 с внутренним кольцом. Уменьшают число прокладок и собирают стакан в обратной последовательности. Затягивают гайку хвостовика и проверяют затяжку подшипников по моменту сопротивления вращению, который без сальников должен быть в пределах 60... 140 Н·см. Момент замеряют пружинными весами, зацепленными крючком за отверстие фланца. Показание весов 1,0...2,3 кг на плече 60 мм соответствует требуемому моменту сопротивления вращению.

Зазор в подшипниках ступицы ведомого зубчатого колеса регулируют только после разборки или при замене зубчатых колес главной передачи.