Механизм отбора мощности трактора МТЗ-80

Механизм отбора мощности трактора МТЗ-80 комбинированный: независимый двухскоростной с частотой вращения ВОМ 545 и 1000 мин-1 при частоте вращения коленчатого вала 2100 мин-1 и зависимый синхронный с частотой вращения вала отбора мощности 3,5 оборота на метр пройденного трактором пути.

Механизм отбора мощности трактора МТЗ-80 состоит из двухступенчатого редуктора, приводных валов, муфты переключения и планетарного редуктора.

 

Двухступенчатый редуктор расположен в корпусе муфты сцепления. Его ведущий вал 13 (рис. 204, а) соединен шлицами со ступицей ведущего (опорного) диска 2 муфты сцепления и с двухвенцовым зубчатым колесом 3. Это обеспечивает вращение вала независимо от того, включена или выключена муфта сцепления. Зубчатые венцы колеса 3 находятся в постоянном зацеплении с двумя ведомыми зубчатыми колесами 5 и 6. Зубчатое колесо 5 свободно посажено посредством бронзовой втулки на вал 12, а зубчатое колесо 6 — на два шарикоподшипника 11, установленных на ступице колеса 5.

Вал 12 приводится во вращение соединительной зубчатой муфтой 7, установленной на шлицах этого вала и перемещаемой валиком 10 с вилкой 8 за поводок 9 с помощью гаечного ключа. Механизм переключения расположен в нижней крышке корпуса муфты сцепления.

Рис. 204. Задний вал отбора мощности трактора МТЗ-80: а —схема двухскоростного редуктора; б — переключение привода BOM (I — включен независимый привод: II —включен синхронный привод); в — планетарный редуктор; I — маховик);  2 — опорный диск; 3 - двухвенцовое зубчатое колесо; 4 - вал муфты сцепления: 5 и 6 — зубчатые колеса первой и второй ступеней; 7 — подвижная зубчатая муфта; 8 — вилка. 9 — поводок- 10 —валик; 11 — шарикоподшипники; 12 — ведомый вал; 13 — ведущий вал; 14 - внутренний вал; 15 — ведущее зубчатое колесо второй ступени редуктора коробки передач; 16 —рычаг: 17— муфта переключения; 18—вал коронной шестерни планетарного редуктора; 19 — кольцевые выточки; 20— шарик фиксатора; 21 — коронная шестерня; 22 — ось; 23 — сателлит; 24 — ось; 25 — тормозная лента; 26 — тяги; 27 — тормозной барабан водила; 28 — тормозной барабан солнечной шестерни; 29 — крышка; 30 — задний ВОМ; 31 — водило; 32 — солнечная шестерня.

Для включения первой ступени (545 мин-1) зубчатую муфту 7 передвигают вперед и вводят в зацепление со ступицей зубчатого колеса 5. При перемещении назад муфта 7 входит в зацепление со ступицей зубчатого колеса 6 и включает вторую ступень (1000 мин-1).

Ведомый вал 12 через шлицевую втулку, вал 14, проходящий внутри промежуточного вала коробки передач, муфту 7 и вал 18 передает вращение к планетарному редуктору.

При независимом  приводе ВОМ (положение 1, рис. 204, б) муфта 17 переключения MOM передними шлицами сопряжена со шлицевым хвостовиком вала 14. Вращение от вала 12 передается валу 14 и далее через муфту 17 валу 18 коронной шестерни планетарного редуктора.

При синхронном приводе ВОМ (положение II рис. 204, б) муфту 17 передвигают рычагом 16 вперед и вводят ее в зацепление со ступицей зубчатого колеса 15 второй ступени редуктора коробки передач. В этом положении шарик 20 фиксатора входит в переднюю канавку вала 18. Вращение от ступицы зубчатого колеса 15 коробки передач через муфту 17 передается валу 18 планетарного редуктора.

Рычаг 16 можно установить в нейтральное положение. Тогда шарик 20 фиксатора войдет в среднюю канавку вала 18 и планетарный редуктор будет отключен.

Планетарный редуктор (рис. 204, в) размещен в корпусе заднего моста трактора. Он состоит из ведущей коронной шестерни 21, находящихся с ней в зацеплении трех сателлитов 23 на осях 22, водила 31 и солнечной шестерни 32. Водило 31 с прикрепленным к нему тормозным барабаном 27 шлицами соединено со шлицевым хвостовиком вала 30, который и является ВОМ. На этом же валу на двух подшипниках установлена солнечная шестерня 32,   соединенная шлицами с тормозным барабаном 28. Тормозные барабаны 27 и 28 охватываются тормозными лентами с фрикционными накладками. Один конец лент закреплен на неподвижной оси 24, а другой через тяги 26 и рычаги связан с рычагом управления, расположенным в кабине.

Для включения ВОМ рычаг управления переводят в крайнее заднее положение. При этом тормоз на барабане 28 солнечной шестерни затянут, а на барабане 27 водила отпущен. Вращение от вала 18 с коронной шестерней 21 через сателлиты, которые обегают неподвижную солнечную шестерню, передается водилу, а от него — валу 30.

Для выключения ВОМ рычаг управления переводят в крайнее переднее положение. При этом тормоз на барабане 28 отпущен, а на барабане 27 затянут. Тогда водило 31 вместе с валом 30 остановлено, коренная шестерня вращает сателлиты вокруг своих осей, а сателлиты в свою очередь вращают вхолостую солнечную шестерню 32 вместе с барабаном 28.

Момент затяжки тормозных лент создается усилием сжатых пружин, размещенных в специальном стакане.