Гидроприводы механизмов поворота трактора

Гидроприводы механизмов поворота предназначены для повышения маневренности, курсовой устойчивости и легкости управления тракторов.

Гидроприводы механизмов поворота гусеничных тракторов воздействуют на трансмиссию как гидроусилители (тракторы Т-4А, Т-130М) или как гидроприводы двухпоточной коробки передач (тракторы Т-150, Т-330).

Гидроусилители рулевого механизма — статические реверсивные гидроприводы следящего действия, преобразующие вращательное движение и переносящие поступательное движение к рулевому приводу параллельно с рулевым механизмом. Гидроусилители обеспечивают легкость поворота автомобилей и колесных тракторов тягового класса 0,9 и выше.

Следящее действие гидроусилителя рулевого механизма — это пропорциональность угла поворота управляемых колес рулевым приводом углу поворота рулевого колеса водителем.

Чувствительность гидроусилителя считают достаточной, если окружное усилие на рулевом колесе, необходимое для включения гидроусилителя, не превышает 20...30 Н, а холостой поворот рулевого колеса — 3...4°.

Эффективность гидроусилителя характеризуют коэффициентом усиления — отношением окружных усилий на рулевом колесе при повороте машины с выключенным и включенным гидроусилителем в одинаковых условиях. В тракторных гидроусилителях коэффициент усиления достигает 6.

Основные режимы работы гидроусилителей рулевого механизма: нейтральный, поворот направо или налево, включение и выключение.

В нейтральном режиме работы гидроусилитель должен потреблять минимальную мощность, обеспечивать курсовую устойчивость и постоянную готовность трактора к повороту.

При повороте направо или налево задача гидроусилителя однозначна — обеспечить перенос поступательного движения к рулевому приводу параллельно с рулевым механизмом.

Включение и выключение рассмотренных гидроусилителей обеспечиваются рулевым колесом и кинематической обратной связью золотника распределителя с поршнем гидроцилиндра.

Полное включение гидроусилителя требует перестановки золотника, дополнительного сжатия центрирующих пружин и возможно только при достаточном окружном усилии на рулевом колесе и сопротивлении управляемых колес повороту. Уменьшение усилия на рулевом колесе или его остановка в повернутом положении вызывают смещение золотника распределителя поршнем еще невыключенного гидроцилиндра в сторону нейтрального положения и частичное или полное выключение гидроусилителя.

Одинаковое запаздывание включения и выключения гидроусилителя обеспечивает пропорциональность углов поворота рулевого и управляемых колес, но со сдвигом их по фазе. Этот сдвиг искажает следящее действие гидроусилителя по углу поворота тем больше, чем больше ход перестановки золотника и меньше передаточное число рулевого механизма.

Давление масла в напорной гидролинии и эффективность полностью включенного гидроусилителя пропорциональны сопротивлению управляемых колес повороту, автоматически поддерживаются насосом и ограничиваются предохранительным клапаном.

Следящее действие гидроусилителя на сопротивление управляемых колес повороту ускоряет его выключение и повышает устойчивость прямолинейного движения автомобиля, особенно по неровной дороге. Тракторным же гидроусилителям такого следящего действия обычно не задают из-за повышенной утомляемости водителя при частых поворотах трактора.

Стабилизацию колес тракторов с шарнирно сочлененной рамой (Т-150К и К-701) обеспечивают запиранием обеих полостей гидроцилиндров 19 и 20 (см. рис. 147) с помощью клапана 5 — двустороннего гидрозамка. Такая схема практически исключает реактивные удары по рулевому колесу и включение гидроусилителя при боковых ударах по управляемым колесам.

При работе гидроцилиндра в плавающем режиме боковой удар по управляемым колесам через рулевой привод и рулевой механизм передается на золотник и вызывает включение гидроусилителя навстречу удару, повышая курсовую устойчивость трактора.

Основные возможные неисправности и техническое обслуживание

Неисправности гидроприводов механизмов поворота проявляются в увеличении или неравномерности окружного усилия на рулевом колесе, уменьшении уровня масла и его подтекании через уплотнения, потере курсовой устойчивости трактора или автомобиля.

Основная причина этих и других неисправностей — загрязнение масла. Оно вызывает ускоренное изнашивание насоса, распределителя и гидроцилиндра, уменьшение подачи и увеличение внутренних утечек, «зависание» клапанов и заклинивание центрирующих плунжеров.

Устраняют неисправности и регулируют гидроагрегаты в специализированной мастерской или на ремонтном заводе. В условиях же эксплуатации гидропривод периодически осматривают, ослушивают, контролируют уровень масла и при необходимости доливают его или заменяют (сезонно).

Гидроприводы механизмов поворота тракторов обычно заправляют моторным маслом М-10Г2 или М-10В2 летом и М-8Г2 или М-8В2 зимой, проверяют его уровень и доливают при ТО-2, а заменяют при СТО.

Определение содержания агрессивных примесей в масле и его периодическая очистка в процессе технического обслуживания гидроприводов механизма поворота трактора непредусмотрены. Однако для обеспечения безотказной и долговечной работы гидропривод после сборки целесообразно промывать тонко очищенным дизельным топливом, а масло перед заправкой и периодически тщательно очищать в специальном агрегате.