Контрольно-измерительные приборы трактора

Контрольно-измерительные приборы трактора (КИП) предназначены для информирования водителя о работе механизмов и систем трактора. Они могут быть показывающими и сигнализирующими.

Рис. 198. Принципиальные схемы электрического КИП: а — электрическая: А — датчик давления; Б — приемник и указатель; 1 — калиброванное отверстие; 2 — мембрана; 3 — толкатель; 4 — ползунок; 5 — реостат; в — рычажок; 7 — стрелка указателя; 8 — постоянный магнит; б — структурная.

Все КИП, кроме указателя тока (амперметра) или напряжения (вольтметра), предназначены для измерения неэлектрических величин: температуры (охлаждающей жидкости, стенки цилиндра двигателя воздушного охлаждения, масла); давления (масла, воздуха); уровня топлива в баке; частоты вращения (коленчатого вала, ВОМ); поступательной скорости, пройденного пути. Поэтому они состоят из трех взаимосвязанных элементов: датчика, приемника и указателя.

Датчики КИП преобразуют неэлектрические физические величины (давление, температуру, уровень и т. д.) объекта контроля в пропорциональные электрические физические величины (сопротивление, ЭДС, МДС).

Приемники КИП измеряют электрические величины, подводимые по измерительной цепи от датчиков, и вместе с указателями преобразуют их в поворот стрелок, световые или звуковые сигналы.

Конструкцию КИП удобно рассматривать, разделив датчик и приемник на отдельные чувствительные элементы и измерительные преобразователи, каждый из которых выполняет одну элементарную функцию. Например, датчик А (рис. 198) давления преобразует давление р в прогиб мембраны 2 и перемещение S толкателя 3 поворот он рычажка 6, перемещение ползунка 4 и, наконец, сопротивление Rx реостата 5.

Магнитоэлектрический приемник Б имеет постоянный поворотный магнит 8, закрепленный на оси стрелки 7, и расположен в магнитном поле перпендикулярных катушек К1 и К2. Катушка К2 питается постоянным током из сети через термокомпенсационный резистор R2 и шунтирована резистором R3. Катушка К1 шунтирована резистором R1 и питается постоянным током из сети через резисторы R2 приемника и R5 датчика А, соединенные последовательно.

При изменении давления р сопротивление Rx резистора 5, сила тока I в цепи катушки К1, ее магнитный поток и результирующий магнитный поток Фрез катушек К1 и К2 тоже изменяются. Это вызывает поворот постоянного магнита 8 и стрелки 7 на угол α, проградуированный значениями n давления р.

Структурная схема рассмотренных преобразований (рис. 198, б) выражается цепью p→S→1→Rx→I→Фрез→α→n.

Указатели КИП размещают в кабине трактора.