Гусеничный движитель

Гусеничный движитель - это механизм для передвижения посредством двух замкнутых, параллельно вращающихся шарнирных или бесшарнирных лент, называемых гусеницами (или гусеничными цепями). Кроме гусеницы, гусеничный движитель включает в себя ведущее колесо (звездочку), направляющее колесо с амортизатором, опорные катки и поддерживающие ролики.

Гусеничные движители расположены по обеим сторонам трактора. На наружной поверхности звеньев гусеничной цепи имеются почвоза-цепы для лучшего ее сцепления с почвой, а внутренняя поверхность образует гладкий металлический рельсовый путь для опорных катков. Звездочки находятся в зацеплении с цевками гусениц и при вращательном движении, подводимом конечными передачами, перематывают гусеничные цепи, стремясь выдернуть их из-под опорных катков. Однако гусеничные цепи прижаты к почве силой тяжести трактора, а почво-зацепы стремятся срезать ее поверхностный слой. Поэтому звездочкам легче толкать остов и катить опорные катки по гусеницам, чем выдергивать их из-под катков.

Таким образом, перематываемая звездочкой гусеничная цепь непрерывно укладывается на опорную поверхность в направлении движения трактора и одновременно поднимается с опорной поверхности.

Преимущества гусеничных движителей по сравнению с колесными: меньшее буксование, давление (0,03...0,07 МПа), а следовательно, и уплотняющее воздействие на почву вследствие большей опорной поверхности гусениц; повышенная проходимость; лучшее сцепление гусениц с почвой, что обеспечивает возможность реализации большей силы тяги по сцеплению.

Недостатки гусеничного движителя — сложнее конструкция, повышенные металлоемкость, стоимость и затраты на техническое обслуживание и ремонт, меньшие транспортные скорости.

Для работы гусеничного трактора на слабых грунтах необходимо дополнительно снижать давление. Это достигают увеличением длины опорной поверхности за счет снижения высоты расположения ведущих и направляющих колес, а также установкой более широких гусениц.

Гусеничная шарнирная лента представляет собой замкнутую металлическую цепь, состоящую из отдельных звеньев, шарнирно соединенных между собой пальцами. Она работает в очень тяжелых условиях — значительные нагрузки, отсутствие смазки, наличие абразивных частиц. Поэтому ее изготовляют из высококачественной стали.

В зависимости от конструкции и способа изготовления звеньев гусеничная цепь бывают трех типов: с цельнолитыми необработанными, составными штампованными и цельно-штампованными звеньями. Широко распространены гусеницы первых двух типов.

Ведущее колесо (звездочка) имеет зубчатый венец, спицы и ступицу, которые изготовляют как одно целое (например, звездочка 1 на рис. 105) или зубчатый венец отливают совместно с ободом, которым звездочка крепится непосредственно к корпусу планетарного редуктора (например, в тракторе Т-150).

Звездочка и гусеничная цепь могут иметь цевочное или гребневое зацепление. Наибольшее распространение получило цевочное зацепление — зубья ведущей звездочки цепляются за проушины или втулки звеньев гусеничной цепи.

Число зубьев звездочки обычно нечетное, а шаг зубьев вдвое меньше шага гусеничной цепи. При таком соотношении каждый зуб работает один раз за два оборота звездочки, причем каждый раз с новым звеном гусеничной цепи. Это приводит к более  равномерному  изнашиванию и повышению срока службы звездочек.

Направляющее колесо совместно с натяжным устройством предназначено для направления движения гусеничной цепи, ее натяжения и амортизации. Гусеничная цепь во время работы изнашивается, удлиняется и провисает. Если ее вовремя не натянуть, то она может соскочить со звездочки и натяжного колеса. При ослабленной или чрезмерно натянутой гусеничной цепи увеличиваются потери мощности на трение в шарнирах. Гусеничную цепь натягивают с помощью направляющего колеса и натяжных приспособлений.

Различают кривошипные и ползунковые натяжные приспособления. На тракторах с эластичной подвеской (ДТ-75МВ, ДТ-175С, Т-150) применены кривошипные натяжные приспособления.

На тракторе Т-150 направляющее колесо 1 (рис. 115) установлено на коленчатой оси 2, поворачивая которую, можно натянуть или ослабить гусеничную цепь. Коленчатую ось поворачивают с помощью гидроцилиндра 6. С цапфой коленчатой оси 2 шарнирно соединен шток 15 цилиндра 6. В задней части корпус цилиндра через промежуточное звено 7 соединен с пружинным амортизатором.

 

Рис.115. Направляющее колесо с натяжным приспособлением и амортизирующим устройством трактора Т-150: 1 — направляющее колесо; 2 -коленчатая ось; 3 -масленка; 4 — втулки; 5 — кронштейн; 6 — гидроцилиндр; 7 — промежуточное звено; 8 — вилка; 9 — регулировочная гайка; 10 — натяжной болт; 11 — гайка; 12 — большая пружина; 13 — малая пружина; 14 — шаровая опора; 15  шток; 16 — корпус клапана; 17 — пластинчатый клапан; 18 - масленка

Чтобы натянуть гусеничную цепь, необходимо через масленку 18 шприцем ввести пластичную смазку в рабочую полость цилиндра, создавая давление. При этом шток 15 перемещается вперед и поворачивает коленчатую ось, натягивая гусеничную цепь.

Для ослабления натяжения гусеничной цепи отворачивают корпус 16 клапана и через образовавшееся отверстие выпускают часть смазки из цилиндра. Корпус 16 зажимает пластинчатый клапан 17, который продавливается смазкой при чрезмерных нагрузках в гусеничной цепи.

На тракторах с полужесткой подвеской  (Т-4А, Т-70С)   ось направляющего колеса устанавливают н раме гусеничной тележки в ползу нах, которые могут перемещаться вместе с направляющим колесом натягивая гусеничную цепь. Натяжение регулируют винтовым механизмом или с помощью гидроцилиндра (в тракторе Т-130М).

Амортизирующее устройство воспринимает удары при наезде на препятствия, компенсирует длину гусеничной цепи при наезде на препятствие опорных катков или попадании крупных предметов между гусеничной цепью и направляющим колесом или звездочкой.
В качестве амортизаторов используют цилиндрические пружины 12 и 13. При переезде через препятствие гусеничная цепь дополнительно натягивается и отводит направляющее колесо назад, сжимая пружины амортизатора. В дальнейшем пружины вновь распрямляются и направляющее колесо возвращается в исходное положение.

Поддерживающие ролики устанавливают для уменьшения провисания верхней ветви гусеничной цепи. С каждой стороны трактора размещают по одному или два ролика в зависимости от длины гусеничной цепи.

Поддерживающий ролик 3 (рис. 116) трактора Т-150 вращается в двух шариковых подшипниках 4 и 6 на оси 5, запрессованной в кронштейн 9. Кронштейны 9 крепят болтами к кронштейнам рамы. Для уменьшения изнашивания роликов и шума, создаваемого движителем во время работы трактора, на ролики установлены резиновые бандажи 10.

 

Поддерживающий ролик трактора ДТ-75МВ имеет аналогичную конструкцию. Поддерживающий каток трактора Т-130М состоит из двух роликов, жестко закрепленных на оси, вращающейся в двух шариковых подшипниках. Подшипники установлены в расточке литого опорного кронштейна.

Рис. 116. Поддерживающий ролик трактора Т-150: 1- гайка; 2 — крышка; 3 — поддерживающий ролик; 4 и 6 —  шарикоподшипники; 5 — ось; 7 — корпус уплотнения; 8 — уплотнение; 9 — кронштейн поддерживающего ролика; 10 — резиновые бандажи.