Гидрообъемное рулевое управление МТЗ-100

Гидрообъемное рулевое управление трактора МТЗ-100 выполнено по одноконтурной схеме, объединено с гидроприводом механизма блокировки дифференциала заднего моста и включает в себя механизм поворота (рис. 154, а), насос-дозатор (рис. 154, б) с приводом от рулевого колеса, питающий насос 20 с невыключаемым приводом от дизеля, гидроаккумулятор (рис. 154, в), муфту 30 и распределитель (рис. 154, г) блокировки, бак 37, общий с гидроприводом механизма навески и гидросистемой отбора мощности (ГСОМ), арматуру.

 

Механизм поворота установлен на переднем брусе трактора и воздействует на разделенную рулевую трапецию сошкой, закрепленной на нижнем шлицевом конце вала 3. Реверсивный поворот вала обеспечивают два соосных гидроцилиндра 2 одностороннего действия, штоки 6 которых через сухарь и палец 4 соединены с вильчатым рычагом вала.

В верхнюю крышку корпуса установлен золотниковый клапан 5 блокировки. При повороте сошки на угол более 10° клапан под действием своей пружины и профильной поверхности штока 6 открывается и сообщает полость муфты 30 через штоковые полости гидроцилиндров 2, корпус и сливной трубопровод с баком 37. Бесштоковые полости гидроцилиндров 2 через штуцера в крышках 1 и трубопроводы соединены с блоком клапанов насоса-дозатора, закрепленного на кронштейне рулевой колонки.

Рис. 154. ГОРУ трактора МТЗ-100: а — механизм поворота; б — насос-дозатор НД-80К; в — гидроаккумулятор; г — распределитель блокировки; 1, 8, 21 и 31 — крышки; 2 — гидроцилиндр; 3 — вал сошки; 4 — палец; 5 — клапан АБД; 6 — шток; 7 и 29 — поршни; 9 — противоударный клапан; 10, 23 и 34 — предохранительные клапаны; 11 и 13—обратные клапаны; 12, 16, 26 и 27 — пружины; 14 и 33 — золотники; 15 — кулачковая шайба; 17 — рулевой вал; 18 — блоки; 19 — шаровой поршень; 20 — насос НШ-10-Л-З; 22 — отсечный клапан; 24 — толкатель; 25 — упорная втулка поршня; 28 — седло; 30 — муфта блокировки дифференциала заднего моста; 32 — редукционный клапан; 35 — корпус; 36 — поворотный рычаг; 37 — бак.

Насос-дозатор НД-80К включает в себя качающий узел аксиально-поршневого типа с шаровыми поршнями 19, золотниковый распределитель, шариковый обратный клапан 13 распределителя и блок клапанов, размещенных в передней (на рисунке верхней) крышке 8 корпуса.

Шаровые поршни 19 установлены в аксиальные (параллельные оси) расточки блоков 18 с минимальным зазором и прижимаются пружинами к двусторонней кулачковой шайбе 15, вращаемой рулевым валом 17 через штифт.

Распределительное устройство насоса-дозатора, предназначенное для суммирования потоков от отдельных шаровых поршней и обеспечения прямой пропорциональности подачи масла углу поворота кулачковой шайбы 15 рулевым валом 17, объединено с реверсивным трехпозиционным распределителем гидроусилителя. Золотник 14 связан с рулевым валом 17 винтовой парой, перемещается в осевом направлении при вращении вала и удерживается в нейтральном положении пружинами 12 и 16.

Блок клапанов объединяет в себе два противоударных 9, два противовакуумных, предохранительный 23, обратный 11 клапаны и четыре штуцера.

В нейтральном положении рулевого колеса масло от питающего насоса 20 через обратный клапан 11, распределитель и открытый отсечный 22 или предохранительный 23 клапаны гидроаккумулятора сливается в бак 37 соответственно под давлением 0,15...0,30 или 0,8...1 МПа, задаваемым пружинами 26 и 27. Избыточное давление слива обеспечивает бескавитационную работу насосов и нейтральное положение кулачковой шайбы 15 с помощью шаровых поршней 19. Бесштоковые полости гидроцилиндров 2 заперты буртами золотника 14 и защищены противоударными клапанами 9, перепускающими масло из одного гидроцилиндра в другой под давлением 15,7...1б,7 МПа.

При повороте рулевого колеса золотник 14 смещается, обеспечивая дозатору и питающему насосу подачу масла  в  один  из  гидроцилиндров 2 в количестве, прямо пропорциональном углу поворота рулевого колеса.

При неработающем дизеле и вращении рулевого колеса насос-дозатор работает в режиме насоса, всасывая масло из бака 37 через отсечный 22 и обратный 13 клапаны и подавая его в соответствующий гидроцилиндр 2.

Защиту питающего насоса 20 от пиковых давлений со стороны гидроцилиндров 2 при боковых ударах колес о неровности опорной поверхности обеспечивает обратный клапан 11, а максимальное давление в напорной гидролинии 10...11 МПа ограничивает предохранительный клапан 10.

Распределитель гидропривода механизма блокировки дифференциала установлен на кронштейне под щитком приборов с левой стороны. Его рычаг 36 соединен с рукояткой и через шарик воздействует на золотник 33. В фиксируемом положении, показанном на рисунке 154, г, блокировка дифференциала выключена, так как муфта 30 через открытые буртами золотника 33 щели соединена с баком 37, а проход масла от насоса 20 и редукционного клапана 32 к муфте 30 перекрыт золотником 33.

При перемещении рукоятки управления назад (на рисунке при повороте рычага 36 по ходу часовой стрелки) золотник 33 смещается влево примерно на 2 мм и фиксируется шариком в положении «Автоматическая блокировка дифференциала». Золотник 33 соединяет насос 20 с муфтой 30 через дроссельное отверстие диаметром 1 мм и редукционный клапан 32, отрегулированный на давление 1... 1,2 МПа. Под этим давлением муфта 30 блокирует левое зубчатое колесо и крестовину сателлитов дифференциала заднего моста.

Открытие клапана 5 при повороте сошки на угол более 10° эквивалентно проходному сечению на сливе диаметром 5 мм. Поскольку дроссельное отверстие в напорной гидролинии муфты имеет диаметр 1 мм, то Давление быстро падает до 0,05 МПа и блокировка автоматически выключается.

При перемещении рукоятки управления по ходу трактора золотник перемещается вправо и занимает нефиксируемое положение «Принудительная блокировка дифференциала», отключая клапан 5 от муфты, соединенной с насосом 20 через золотник и клапан 32, а с баком 37 — через предохранительный клапан 34. После отпускания рукоятки золотник занимает положение «Блокировка выключена».