Гидрообъемное рулевое управление

Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) отличается от рассмотренных ранее рулевых управлений отсутствием кинематической связи между рулевым и управляемыми колесами. Функцию этой связи выполняет статическая гидропередача вращательно-поступательного движения с гидроусилителем следящего действия.

 

ГОРУ упрощает компоновку и повышает удобство управления машиной за счет установки рулевого колеса в любом месте, его регулировки по высоте и углу наклона и широко применяется на современных тракторах (Т-30, МТЗ-100, Т-151К) и комбайнах.

Основой гидрообъемного рулевого управления служит насос-дозатор, предназначенный для подачи управляющего потока масла, прямо пропорционального углу поворота его ротора рулевым колесом с любой скоростью. В качестве насос-дозаторов применяют планетарные с внутренними зубьями, пластинчатые и аксиально-поршневые насосы.

Рис. 153. Схема одноконтурного ГОРУ: 1 — гидроцилиндр; 2 — питающий насос; 3 — предохранительный клапан; 4 — золотниковый распределитель; 5—обратный клапан; 6 — насос-дозатор; 7 — распределительное устройство насоса-дозатора.

Рулевое управление с насосом-дозатором и гидроусилителем может быть выполнено одно- и двухконтурным.

В одноконтурном ГОРУ питающий насос 2 (рис. 153) постоянно подает масло через золотниковый распределитель 4 к насосу-дозатору 6 с распределительным устройством 7. Когда рулевое колесо неподвижно, насос-дозатор запирает масло в гидроцилиндре 1, а золотник распределителя 4 открывает выход маслу от питающего насоса 2 на слив в бак.

При повороте рулевого колеса поворачиваются ротор и распределительное устройство 7 насоса-дозатора 6, обеспечивая прямо пропорциональную углу поворота подачу масла из одной торцовой полости распределителя в другую. Золотник распределителя 4 смещается из нейтрального положения и открывает проходы маслу от питающего насоса 2 в одну полость гидроцилиндра 1 и на слив в бак из другой полости.

Объем масла, требуемый для перестановки золотника, как правило, меньше подачи насоса-дозатора 6. Поэтому его избыточный поток через осевые канавки в золотнике суммируется с потоком питающего насоса 2 и тоже направляется в гидроцилиндр 1. Давление масла в напорных гидролиниях обоих насосов одинаково, задается сопротивлением управляемых колес повороту и ограничивается предохранительным клапаном 3.

При остановке рулевого колеса насос-дозатор перестает подавать масло, давление в торцовой полости уменьшается, золотник под действием возвратной пружины смещается в нейтральное положение и переключает поток от питающего насоса 2 на слив в бак.

Если из-за остановки двигателя питающий насос 2 не подает масло, то насос-дозатор при повороте рулевого колеса работает как обычный насос: из бака через обратный клапан 5 всасывает масло и подает его в соответствующую полость гидроцилиндра 1. Окружное усилие на рулевом колесе при этом значительно возрастает и тем больше, чем больше объемная  подача  насоса-дозатора.

Таким образом, насос-дозатор работает в трех режимах: запорного устройства для гидроцилиндра 1 (при нейтральном положении золотника распределителя 4); дозатора (при работе питающего насоса и повороте рулевого колеса); насоса (при остановке двигателя или отказе питающего насоса 2).