Гидроусилитель рулевого механизма трактора Т-150К

Гидроусилитель рулевого механизма трактора Т-150К включает в себя бак 8 (рис. 147) со сливным 9 и заборным 10 фильтрами, насос 17, клапан 11 расхода, распределитель, встроенный в рулевой механизм, запорный клапан (гидрозамок) 5, гидроцилиндры 19 и 20, встроенные в рулевой привод всех колес.

Полый двухбуртовый золотник 4 установлен на валу 1 червяка 3 с радиальным зазором, закреплен между упорными шайбами 12, 14 и подшипниками без осевого зазора, удерживается в нейтральном положении тремя парами плунжеров 30 с, пружинами 29 и выступает над торцами расточек корпуса на 2,5 мм.

В нейтральном положении золотника 4 два его бурта располагаются напротив проточек в неподвижной втулке 31 и вместе с четырьмя ее буртами образуют четыре кольцевые щели. Масло, подаваемое насосом 17 через клапан 11 расхода в проточку между буртами золотника, распределяется второй (сверху) и первой, третьей и четвертой щелями на два потока и через картер рулевого механизма, клапан 11 расхода и фильтр 9 сливается в бак 8. Поскольку давление масла на плунжер 25 гидрозамка 5 с обеих сторон одинаково, то его грибковые обратные клапаны 22 и 28 закрыты, а обе полости гидроцилиндров 19 и 20 заперты.

 

При повороте направо червяк 3, ввинчиваемый рулевым колесом 7 в зубчатый сектор 2, вместе с валом 1 и золотником 4 перемещается вниз на 2,5 мм, утопляя верхние плунжеры 30 и дополнительно сжимая их пружины 29. Перемещение золотника 4 вниз вызывает еще большее открытие первой и третьей, полное закрытие второй и четвертой щелей распределителя и прекращение слива масла, подаваемого насосом 17 через клапан 11 расхода и третью кольцевую щель в гидрозамок 5.

Под быстро возрастающим давлением обратный клапан 22 открывается, а плунжер 25 перемещается вверх и открывает обратный клапан 28. Через клапан 22 масло под давлением поступает в штоковую полость гидроцилиндра 19 и бесштоковую полость гидроцилиндра 20, а через клапан 28, картер рулевого механизма, клапан 11 расхода и фильтр 9 сливается в бак 8 из других полостей гидроцилиндров, вызывая поворот полурам трактора на вертикальном шарнире.

Рис. 147. Схемы рулевого управления трактора Т-150К (а) и распределителя в нейтральном положении (б) и при повороте направо (в): 1 — вал; 2 — сектор; 3 — червяк; 4 — золотник; 5 — запорный клапан; 6 — рулевая колонка; 7 — рулевое колесо; 8 — бак; 9 — сливной фильтр; 10 — заборный фильтр; 11 —клапан расхода; 12 и 14 — упорные шайбы; 13 — распределитель; 15 — сошка; 16 — тяга; 17 — насос; 18 и 21 — поворотные рычаги рамы; 19 и 20 — гидроцилиндры; 22 и 28—грибковые клапаны; 23 и 27 — пружины клапанов; 24 и 26 — седла; 25 и 30 — плунжеры; 29 — пружина; 31 — втулка золотника.

Клапан расхода масла гидроусилителем рулевого механизма трактора Т-150К объединяет в себе золотниковый регулятор 5 (рис. 152) постоянного потока к распределителю, шириковый предохранительный клапан 14 и тройник для слива масла в бак.

При минимальной подаче масла насосом гидравлическое сопротивление дросселя В минимально, а разность давлений на входе и выходе из него недостаточна для дополнительного сжатия пружины 6 и перемещения золотника 5 вправо до совмещения сливных отверстий Б со сливной канавкой Г. Поэтому все масло, подаваемое насосом, идет к распределителю.

При номинальной подаче масла насосом (52 л/мин) золотник 5 под действием перепада давлений в дросселе В смещается вправо, а сливные отверстия Б совмещаются со сливной канавкой Г. Масло, подаваемое насосом, делится на два потока: через дроссель В (27...32 л/мин) — к распределителю; через сливные отверстия Б и канавку Г (20... 25 л/мин) — в бак.

 

Рис. 152. Клапан расхода масла гидроусилителем рулевого механизма трактора Т-150К: 1 — корпус; 2 — пружина предохранительного клапана; 3 — пробка; 4 — угловая муфта; 5 — золотник; 6 —пружина регулятора потока; 7 — упор; 8 — регулировочный винт; 9 — контргайка; 10 — уплотнительное кольцо; 11 —колпачок; 12 — уплотнительная шайба; 13 — седло; 14 — шариковый клапан; 15 — направляющая; А и Д — полости: Б — сливное отверстие; В — дроссель; Г — сливная канавка.