Гидропривод коробки передач трактора Т-150

Гидропривод коробки передач трактора Т-150 предназначен для включения без разрыва потока мощности фрикционных муфт правого и левого вторичных валов и плавного изменения давления масла в любой из них. Он состоит из параллельных гидроприводов правого и левого бортов.

 

Двухсекционный шестеренный насос 2 (рис. 140) всасывает масло из поддона корпуса коробки передач через фильтры 1 и двумя потоками подает его через фильтры 3 в напорные гидролинии правого и левого бортов с тремя параллельными ветвями в каждой. Сетчатые фильтры 3 нагнетания очищают масло от примесей размером более 80 мкм или перепускают его неочищенным через клапаны 4.

Перепускные распределители 16 поддерживают постоянное давление масла в напорных гидролиниях бортов вследствие непрерывного частичного слива потока через радиатор 19 или перепускной клапан 18 в бак 20, а также через дроссели 15 и смазочно-охладительную систему в поддон.

Рис. 140. Схема гидропривода коробки передач трактора Т-150: 1 — фильтр всасывания; 2 — насос; 3 — фильтр нагнетания; 4 — перепускной клапан; 5 — ручной насос; 6 — гидроаккумулятор; 7 — манометр; 8 — поводок; 9 — клапан управления; 10,11 и 12 —перебросные золотники; 13 — вторичный вал; 14 — поворотный золотник; 15 — дроссель; 16 — перепускной распределитель; 17 — регулировочный винт; 18 — перепускной клапан радиатора; 19 — радиатор; 20 — бак; А — кольцевая канавка золотника; Б — раздаточный паз; В — кольцевые канавки распределителя и вторичного вала; Г и Е — радиальные каналы; Д — продольные каналы; Ж — сливной канал, I, II, III и IV — гидроподжимные муфты соответствующих передач.

Распределители управления с поворотными 14 и перебросными 10, 11, 12 золотниками не имеют нейтрального положения. Они соединяют гидроподжимные муфты включаемых передач бортов с ветвями напорной гидролинии, а выключаемых передач — с гидроаккумуляторами 6 и ветвями сливной гидролинии.

Клапаны 9 управления обеспечивают плавное изменение давления в напорной гидролинии правого или левого борта, плавно регулируя с помощью рулевого колеса слив масла в поддон.

Поворотные золотники 14 переводят в любое из четырех фиксируемых положений двумя рычагами управления, а клапаны 9 настраивают поворотом поводков 8 через систему тяг и рулевое колесо.

Встроенные гидроцилиндры фрикционных муфт I...IV передач питаются маслом по цепи насос 2 — фильтр 3 — кольцевая канавка А и раздаточный паз Б золотника 14 — одна из четырех кольцевых канавок В — один из радиальных Г, Е и продольных Д каналов вторичного вала — канал в шлицевой ступице муфты — гидроцилиндр муфты.

Для трогания трактора с места выключают муфту сцепления, включают требуемый режим, первые передачи бортов коробки передач и при нейтральном положении рулевого колеса плавно включают муфту сцепления.

Одинаковые передачи при прямолинейном движении и разные передачи при повороте трактора включают без выключения муфты сцепления.

На рисунке 140 правый (нижний) золотник 14 повернут в положение первой передачи, левый (верхний) — второй передачи, а рулевое колесо — в нейтральное положение. В правом гидроприводе меньшая часть потока масла, подаваемого насосом 2, расходуется через ветвь питания гидроподжимной муфты первой передачи и гидроаккумулятора 6, а большая — сливается через перепускной распределитель 16 под давлением 1 МПа. Ветвь слива масла через клапан 9 выключена, так как рулевое колесо установлено в нейтральное положение.

Поворот левого золотника 14 из положения первой передачи в положение второй передачи вызывает резкое уменьшение гидравлического сопротивления в ветви питания еще невключенной гидроподжимной муфты II. Золотник перепускного распределителя 16 под действием своей пружины перекрывает слив масла через радиатор 19 или его клапан 18 в бак 20. Поэтому весь поток масла от насоса 2 через золотник 14 подается в гидроцилиндр муфты второй передачи под возрастающим давлением. Гидроцилиндр муфты первой передачи через радиальные отверстия золотника 14 соединен с каналом Ж слива. Масло поступает в этот гидроцилиндр из гидроаккумулятора 6 при снижающемся давлении до тех пор, пока золотник 10 под действием разности давлений не сместится вперед (вправо).

Включение разных, передач правого и левого бортов вызывает движение трактора по траектории с постоянным радиусом кривизны, а поворот рулевого колеса — с переменным.

Сборочные единицы и детали

Двухсекционный масляный насос НМШ-50 гидропривода коробки передач трактора Т-150 имеет одинарный корпус с двумя крышками и три зубчатых колеса: среднее — ведущее, два крайних — ведомые. Два всасывающих и два напорных канала расположены в передней крышке и совмещены с каналами в задней стенке коробки передач.

Постоянный привод насоса от коленчатого вала дизеля не имеет переключения на привод от гусениц. Поэтому при пуске дизеля буксированием трактора используют ручной насос 5 (см. рис. 140), которым нагнетают масло в гидропривод левого вторичного вала.

Распределители управления гидроприводом коробки передач трактора Т-150 установлены на передних концах вторичных валов 13 (рис. 142, а) и закреплены болтами на передней стенке коробки передач. В продольную расточку корпуса распределителя запрессована стальная втулка с наружными кольцевыми канавками и радиальными отверстиями напротив канавок ВI... ВIV вторичного вала. Зазор между втулкой распределителя и буртами вторичного вала задан минимальным и дополнительно уплотнен двумя чугунными кольцами в канавках каждого бурта.

В нижнюю поперечную расточку корпуса установлен поворотный золотник 14, а слева закреплена боковая крышка с зубчатым механизмом привода, роликовым фиксатором и перебросными золотниками 10, 11 и 12 (рис. 142, б). Поворотный рычаг шпонкой и стяжным болтом закреплен на поводке зубчатого сектора, который находится в постоянном зацеплении с зубчатым поводком золотника 14. Снизу в крышку ввернут регулировочный винт пружины роликового фиксатора.

Перепускные распределители (рис. 142, в) собраны в общем корпусе и прикреплены болтами к привалочной плоскости передней стенки коробки передач в зоне напорных каналов обоих бортов. Двухбуртовый золотник распределителя 16 установлен в гильзу, запрессованную в корпус. На внутренней поверхности гильзы имеются две проточки: передняя (левая) соединена с каналом слива, а задняя (правая) — с каналом нагнетания. Из нее через радиальное и осевое отверстия в золотнике масло подводится к дросселю 15 осевого канала вторичного вала.

При давлении более 1 МПа пружина, прижатая к золотнику винтом 17, сжимается и золотник открывает выход из нагнетательного канала в сливной. При увеличении подачи насоса сжатие пружины и площадь проходного сечения на слив возрастают.

 

Гидропанель (рис. 142, г) объединяет фильтры 1 всасывания и 3 нагнетания, гидроаккумуляторы 6 и клапаны 9 плавного сброса давления, а также выполняет функцию поддона коробки передач.

Седло шарикового клапана 9 ввернуто в крышку и закреплено контргайкой в таком положении, чтобы зазор между отсечной кромкой золотника и задней (правой) кромкой среднего бурта его корпуса составлял 1,5...2 мм. В пределах этого зазора пружины должны обеспечивать давление срабатывания клапана 1,4... 1,8 МПа. Если оно недостаточно, пружины дополнительно сжимают, устанавливая под них шайбы.

При сборке гидроаккумуляторов их пружины сжимают усилием более 6 кН, используя для этого пресс или три монтажных болта М1х110. Разбирать гидроаккумуляторы без применения пресса или монтажных болтов категорически запрещается.

Рис. 142. Гидроагрегаты коробеи передач трактора Т-150: а -левый распределитель управления, б - перебросные золотники, в - перепускной распределитель, г - гидропанель, остальные обозначения те же, что и на рисунке 140.