Гидроприводы трансмиссий трактора

Статические гидроприводы поступательного движения применяют для управления фрикционной муфтой сцепления (тракторы ДТ-75МВ, ДТ-175С), переключения передач без разрыва потока мощности (тракторы МТЗ-100, Т-150, К-701 и их модификации), автоматической блокировки дифференциала заднего моста (тракторы МТЗ-80, МТЗ-100).

В автотракторных муфтах сцепления сила сжатия дисков пружинами достигает 12 кН, передаточное отношение их приводов — 30...45. Легкость же управления муфтой сцепления обеспечивается при усилии на педаль до 120 Н. Поэтому в приводах муфт сцепления применяют пневматические (Т-150К) или гидравлические (ДТ-75МВ, ДТ-175С) усилители.

Сборочные единицы и детали гидроприводов трансмиссии большинства тракторов приспособлены к монтажу в определенных местах, как правило, невзаимозаменяемы и самостоятельно не применяются.

Основные неисправности и техническое обслуживание

В гидроприводах муфт сцепления возникают две основные неисправности: нарушается герметичность и попадает воздух в напорную гидролинию.

В гидроусилителе привода муфты сцепления тракторов ДТ-75МВ и ДТ-175С регулируют зазор до 0,3 мм между роликом 18 (см. рис. 138) и нажимным пальцем 19. Увеличение усилия на педаль возможно при зависании предохранительного клапана 23. Эту неисправность устраняют при ремонте гидроусилителя в специализированной мастерской.

В гидроприводах коробок передач основными признаками неисправности являются уменьшение Давления и подачи масла, а также чрезмерные его утечки через зазоры и уплотнения из напорной гидролинии в сливную.

В тракторе Т-150 разные показания манометров 7 (см. рис. 140) свидетельствуют о различной регулировке перепускных распределителей 16 винтами 17 или о больших утечках масла,загрязнении фильтров 1 и 3 или меньшей подаче масла насосом 2 в гидропривод одного борта.

Отсутствие давления масла в гидроприводе или высокие его значения возможны вследствие зависания клапанов: переливного (трактор МТЗ-100), перепускного (в распределителе тракторов Т-150, Т-150К) или редукционного (трактор К-701).

При техническом обслуживании тракторов МТЗ-100, Т-150, К-701 и их модификаций гидропривод коробки передач систематически прослушивают, очищают от пыли и грязи, осматривают, устраняют подтекания, промывают фильтры нагнетания, проверяют уровень масла и при необходимости доливают его. Сезонное моторное масло заменяют летом на М-10Г2, зимой на М-8Г2. Использование масел других марок не рекомендуется.

Определение содержания механических примесей или воды в масле и его очистка при техническом обслуживании коробок передач не предусмотреы. Однако это не означает, что масло полностью очищается установленными сетчатыми фильтрами.

Примеси в масло поступают при его транспортировке и заправке, вместе с новыми и отремонтированными гидроагрегатами и при смазывании механизмов. Большая часть примесей мелкодисперсна (размер частиц до 10 мкм), не задерживается сетчатыми фильтрами и циркулирует в масле весь срок его службы, вызывая ускоренное изнашивание не только сборочных единиц гидропривода, но и редукторной части коробки передач, особенно дисков гидроподжимных муфт.

В гидроприводе коробки передач трактора МТЗ-100 для очистки масла применена такая же центрифуга, как и на дизеле. Однако ее эффективность резко снижается при температуре масла ниже 50 °С.

В гидроприводе коробки передач тракторов Т-150, Т-150К и К-701 тонкость фильтрации масла составляет 80 мкм и явно недостаточна. Поэтому для обеспечения безотказной и долговечной их работы масло необходимо очищать (перед заправкой и периодически) в специальном агрегате, например АОМ-1 конструкции Мелитопольского института механизации сельского хозяйства.

Давление масла в гидроприводе коробки передач постоянно контролируют по манометру. Оно должно составлять 0,8... 1 МПа при установившемся движении трактора и кратковременно уменьшаться до 0,5 МПа при переключении передач.

Работа трактора при пониженном давлении прогретого масла может вызвать постоянную пробуксовку, перегрев и даже сваривание дисков гидроподжимных муфт, а в гидротрансформаторе — кавитацию (нарушение сплошности потока масла и осповидное изнашивание лопаток колес).

Если давление несколько уменьшилось, то для его увеличения регулируют переливной (на тракторе МТЗ-100) и редукционный (на тракторе К-701) клапаны или перепускной распределитель (в тракторах Т-150 и Т-150К). Бескавитационную работу гидротрансформатора тракторов ДТ-175С и К-702 обеспечивают регулировкой переливного клапана круга циркуляции на давление срабатывания 0,35...0,38 МПа.

Сборочные единицы гидропривода точно регулируют на стенде КИ-4200 или КИ-4815М при ремонте коробки передач в специализированной мастерской. Например, перепускной распределитель трактора Т-150К регулируют на давление 1 ±0,05 МПа при подаче масла 38,4...7 л/мин, предохранительный клапан — на давление срабатывания   1,65...1,90 МПа при подаче 40 л/мин, а перепускной клапан фильтра нагнетания — на перепад давления 0,35 МПа. Объемную подачу насоса НМШ-25 определяют при частоте вращения 1600 мин- 1 и давлении 1,6 МПа. Она должна быть не менее 24 л/мин.