Гидропривод коробки передач трактора К-701

Гидропривод коробки передач трактора К-701 обеспечивает торможение первичного (ведущего) вала при механическом переключении режимов, плавное трогание трактора на первой передаче любого режима, последующее переключение передач без разрыва потока мощности и управление MOM.

Основные сборочные единицы гидропривода: гидронасос 3 (рис. 139) с фильтром-заборником 5, сетчатый фильтр 22 с перепускным 21 и редукционным 20 клапанами, механизм переключения с поворотными 11, 12, 14 и перебросными 15, 16 и 17 золотниками, пружинный гидроаккумулятор 8, радиатор 18. Бустеры — полости короткоходных гидроцилиндров с неподвижными поршнями — расположены в гидроподжимных муфтах 1, 2, 4 и 6 первичного вала и 9 MOM. Короткоходные гидроцилиндры 7 тормозов-синхронизаторов имеют подвижные поршни.

 

Насос 3 подает масло из картера коробки передач через фильтр 22 в кольцевые проточки и прямоугольные пазы золотника 14 слива и золотника 11 управления MOM. Из паза золотника 14 масло поступает в кольцевую проточку и прямоугольный паз золотника 12 переключения ное увеличение давления в бустере передач. Золотник 14 поворачивается на 90° при нажатии на педаль 13,  золотник 12 —при перемещении рычага переключения передач.

Рис. 139. Схема гидропривода коробки передач и MOM трактора К-701: 1, 2, 4, в и 9 — гидроподжимные муфты соответственно четвертой, третьей, второй, первой передач и MOM; 3 — насос; 5 — фильтр-заборник; 7 — гидроцилиндры привода тормозов-синхронизаторов; 8 — гидроаккумулятор; 10 — указатель давления; 11 — золотник управления MOM; 12 — золотник переключения передач; 13 — педаль слива; 14 — золотник слива; 15, 18 и 17—перебросные золотники; 18—радиатор; 19—сливной клапан; 20 — редукционный клапан; 21 — перепускной клапан; 22 — фильтр.

При отпущенной педали 13 слива,  крайнем переднем положении НО (нейтраль при остановке) золотника  12 и рычага переключения передач масло из кольцевой проточки и паза золотника 14 поступает в кольцевую проточку и паз золотника 12, а из него в гидролинию короткоходных  гидроцилиндров 7 тормозов-синхронизаторов. Первичный вал коробки передач заторможен, а трактор неподвижен. Поскольку гидроцилиндры 7 масло не расходуют, то оно  под давлением 0,85... 1 МПа частично  сливается через редукционный клапан 20 и подается в смазочную  систему, а его избыток под давлением 0,22 МПа — через сливной клапан 19. При этом образуется масляный туман, проникающий во все сопряжения деталей коробки передач, что облегчает переключение ее режимов.

После включения требуемого режима нажимают на педаль 13, рычаг переключения передач поворачивают на себя в положение I, проходя положение НД (не.йтраль при движении), и плавно отпускают педаль слива. При этом трактор трогается с места.

При нажатии на педаль 13 золотник 14 поворачивается на 90°, гидроцилиндры 7 соединяются через паз золотника 12, а насос 3 и фильтр 22 — сливную лыску золотника 14 с полостью корпуса коробки передач. Первичный вал растормаживается, а масло, сливаясь через золотник 14, не поступает в смазочную систему. Поворот золотника 12 через положение НД в положение I вызывает совмещение его паза с напорной гидролинией бустера муфты 6 первой передачи, а последующее плавное отпускание педали 13 слива — совмещение паза золотника 14 с кольцевой канавкой золотника 12., плавное увеличение давления в бустере муфты первой передачи и смазочной системе, а также трогание трактора с места.

Чтобы предотвратить трогание трактора с места на других передачах, в приводе золотников 12 и 14 предусмотрена блокировка, которая обеспечивает зависание педали 13 слива в нажатом положении при включении второй, третьей и четвертой передач.

При трогании с места и движении трактора на первой передаче масло из гидролинии бустера муфты этой передачи, переместив перебросные золотники 15 и 16, поступает в гидроаккумулятор 8 и заряжает его, сжимая поршнем пружины.

Поворот рычага переключения передач из положения I в положение II без нажатия на педаль 13 слива вызывает поворот золотника 12, совмещение его паза с гидролинией бустера муфты 4 второй передачи и увеличение давления масла в нем. При этом бустер муфты 6 первой передачи остается соединенным с гидроаккумулятором 8 и питается его маслом до тех пор, пока перебросной золотник 15 под действием разности давлений масла в бустере муфты 4 и гидроаккумуляторе 8 не сместится назад (на схеме вниз). Все это время фрикционы первой и второй передач пробуксовывают и передают вращение через зубчатые колеса на промежуточный вал коробки передач.

Переключение на третью и четвертую передачи аналогично.

Гидроцилиндры 7 тормозов-синхронизаторов во всех положениях золотника 12, кроме НО, соединены с полостью корпуса коробки передач (со сливом).

Поворот золотника 12 в положение НД вызывает отключение всех бустеров и гидроцилиндров 7, слив масла через редукционный клапан 20, смазочную систему и ее сливной клапан 19. Это положение золотника обеспечивает движение трактора накатом.

Односекционный масляный насос

Односекционный масляный насос гидроприводов коробки передач и MOM трактора К-701 малого давления состоит из двухколесного зубчатого качающего узла и составного корпуса с крышками.

Ведущее зубчатое колесо изготовлено как одно целое с валом и шлицевым хвостовиком 7 (рис. 141), а опорные втулки запрессованны в нижнюю крышку 3 и верхний корпус 6. Хвостовик 7 соединен шлицевой втулкой 10 с вертикальным валом 11, который постоянно приводится во вращение коленчатым валом дизеля или ведущими колесами (при буксировке трактора). Переключают привод насоса рычагом, расположенным на верхней крышке коробки передач.

   

Ведомое зубчатое колесо 4 вращается на оси 2, которая запрессована в верхний корпус 6 и нижнюю крышку 3.

Радиальный зазор между вершинами зубьев и цилиндрическими стенками корпуса 5, а также осевой зазор между торцами зубчатых колес и привалочными плоскостями крышки 3 и корпуса 6 задают минимальным и не регулируют.

Рис. 141. Насос гидропривода коробки передач трактора К-701: 1 — штифт; 2— ось; 3 — нижняя хрышка, 4 — ведомое зубчатое колесо; 5 — корпус качающего узла; 6 — верхний корпус; 7 — шлицевой хвостовик; 8 — верхняя крышка; 9 —напорный канал; 10 — шлицевая втулка; 11—вал; 12 — опорная втулка; 13—всасывающий канал.