Фрикционные муфты сцепления тракторов

Двухдисковая постоянно замкнутая муфта сцепления состоит из ведомых дисков 12 и 15 (рис. 81, а) и двух ведущих дисков: промежуточного 14 и нажимного 11. Ведущие диски соединены с кожухом 10 пальцами 13. Если педаль муфты сцепления находится в свободном состоянии, то ведущие и ведомые диски под действием пружин 9 будут прижаты к маховику, т. е. муфта сцепления включена. При нажатии на педаль отводка 5 перемещается вперед, нажимает на отжимные рычаги 4, которые через болты 3 перемещают нажимной диск 11 назад. Диски разъединяются, и муфта сцепления выключается (как показано на рис. 81, а).

  Рис. 81. Типовые схемы фрикционных муфт сцепления: а - двухдисковая постоянно замкнутая: 1 - отжимная пружина промежуточного диска; 2 - регулировочный болт; 3 - отжимной болт; 4 - отжимной рычаг; 5 - отводка; 6 - вал муфты сцепления; 7 - вилка выключения; 8 - тяга; 9 - нажимная пружина; 10 - кожух; 11 - нажимной диск; 12 - задний ведомый диск; 13 - направляющий палец; 14 - промежуточный диск; 15 - передний ведомый диск; 18 - маховик; б - непостоянно замкнутая: 1 - маховик; 2 - передний ведомый диск; 3 - средний ведущий диск; 4 - нажимной ведомый диск; 5 - нажимной кулачок; 6 - крестовина; 7 - серьга; 8 - передвижная муфта; 9 - вилка; 10 - тяга; 11 - рычаг; 12 - вал муфты сцепления; 13 - соединительное звено; 14 - палец; в - двухпоточная: 1 - маховик; 2 - ведомый диск главной муфты сцепления; 3 - нажимной диск главной муфты сцепления; 4 - ведомый диск муфты сцепления ВОМ; 5 - нажимной диск; 6 - штифт; 7 - регулировочный болт; 8 - отжимной рычаг; 9 - педаль; 10 - вал главной муфты сцепления; 11 - вал привода ВОМ; 12 и 13 - нажимные пружины

Промежуточный ведущий диск 14 отодвигается от переднего ведомого диска 15 с помощью специальных пружин 1, причем перемещение этого диска ограничивается регулировочными болтами 2, что устраняет возможность заклинивания дисков.

Двухдисковые фрикционные муфты сцепления имеют значительный момент трения и поэтому могут передавать большой крутящий момент от двигателя к трансмиссии. Их применяют на тракторах тяговых классов 1,4 и выше (МТЗ-100, МТЗ-102, ДТ-75МВ, Т-150, Т-150К, Т-130М и др.).

Однодисковая непостоянно замкнутая муфта сцепления представляет собой ведущий диск 3 (рис. 81, б), свободно посаженный на ступицу ведомого диска 2. С помощью пальцев 14 и упругих соединительных звеньев 13 диск 3 связан с маховиком 1. Ведущий диск расположен между двумя ведомыми дисками 2 и 4 с фрикционными накладками. Передний ведомый диск 2 жестко закреплен на валу 12 муфты сцепления. Задний ведомый диск 4, который одновременно является и нажимным диском, соединен со ступицей ведомого диска 2 шлицевым или зубчатым соединением и может перемещаться вдоль вала.

Нажимное устройство рычажно-кулачкового типа состоит из передвижной муфты 8, серег 7, крестовины 6 и кулачков 5, качающихся на осях в крестовине. При перемещении рачага 11 управления вперед передвижная муфта 8 сдвигается назад, кулачки 5 не действуют на задний ведомый диск 4, диски 2, 3 и 4 не соприкасаются и муфта сцепления выключена. При перемещении рычага И назад муфта 8 передвигается вперед и через серьги 7 поворачивает кулачки 5, которые надавливают на нажимной диск 4, сжимая тем самым ведущий и ведомые диски. Муфта сцепления включена.

Такая муфта установлена на тракторе Т-100М.

Двухпоточная постоянно замкнутая муфта сцепления представляет собой сочетание двух муфт сцеплений: главной и привода механизма отбора мощности. Каждая муфта имеет по два ведомых 2, 4 (рис. 81, в) и ведущих 3, 5 диска. При свободном состоянии педали 9 управления муфтой сцепления все ведущие и ведомые диски пружинами 12 и 13 прижаты к маховику 1, и за счет сил трения крутящий момент от двигателя передается через вал 10 трансмиссии, а через вал 11 механизму отбора мощности.

При нажатии на педаль 9 за ее первую половину хода рычаги 8 отводят от маховика 1 оба нажимных диска 3 и 5 с зажатым между ними ведомым диском 4 с помощью пружин 13. В этом положении ведомый диск 2 освобождается и главная муфта сцепления выключается, а ведомый диск 4 муфты сцепления привода механизма отбора мощности продолжает вращаться. При дальнейшем нажатии на педаль 9 (как показано на рис. 81, в) штифты 6 переднего нажимного диска 3 упираются в регулировочные болты 7 и перемещение диска 3 прекращается, а задний нажимной диск 5 продолжает перемещаться назад, преодолевая сопротивление пружин 12, тем самым освобождая ведомый диск 4 и выключая муфту сцепления привода механизма отбора мощности.

Этими муфтами сцепления оборудованы тракторы ЮМЗ-6Л, ЮМЗ-6М и самоходное шасси Т-16М.